Heeding the voice of the prophets

Это новое творение нередко открывается пророку в образе высокой горы как места собирания всех, кто сохранил верность Господу: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы у повани, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него у поват мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис 25.6–9). Это одно из самых ярких апокалиптических пророчеств Ветхого Завета, предвосхищающих новозаветное Откровение.

Всегда интересно и очень важно сопоставить эти пророческие тексты, описывающие новое творение с картинами первого творения в книге Бытия. Результат такого сравнения каждый раз будет новым и, в известной степени, неожиданным. Заметим, что одной из таких неожиданностей может стать открытие того, что первые главы Бытия также являются пророческими текстами.

Имя Господа, которое откроется для всех в новом творении, — «Мир» («Шалом»), — станет содержанием этой новой жизни. Пророк использует привычные библейские поэтические и пророческие образы, но в уже новом, апокалиптическом значении: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис 65.25).

К апокалиптическим относятся и пророчества о Новом Завете, который заключит Господь с народом Божьим в последние времена. Отчасти уже исполнившиеся с воплощением Сына Божьего, Его крестной смертью и Воскресением, они еще ждут полноты своего исполнения.

«Вот насту пают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой, завет, какой, Я заключил, с отцами, их в тот день, когда взял, их за руку, чтобы, вывести, их из земли Египетской; тот завет Мой, они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который, Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон, Мой, во внутренность их и, на сердцах их напишу его, и, буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и, говорить: *познайте Господа», ибо все сами, будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и, грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31.31–34).

К апокалиптическим пророчествам относится также возвещение воли Божьей о грядущей победе над смертью, которая свершится в полноте только в Царстве Небесном: «От власти, ада Я искуплю их, от смерти, избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа'? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос 13.14).

5.1.4. Пророческие речения

Этот тип возвещения воли Божьей через пророка является, по–видимому, наиболее распространенным во всем Священном Писании, включая пророческие книги Ветхого Завета. В определенной мере, пророческие речения связаны со служением пророков слышания. В то же время, пророческое речение, как изъявление воли Господа, гораздо шире определенного типа особенностей дарования самого пророка.

Исторически пророческое речение является, по–видимо- му, первым проявлением самого феномена пророчества. Пророческие благословения Авраама, Исаака и Иакова были совершены как пророческие речения.

Экстатика довольно рано сходит с исторической сцены. Уже Самуил показан в Первой книге Царств не как экстатический пророк, не знающий где, кому и как он пророчествует, а как очень рассудительный человек, отличительная черта которого — трезвенность.

По–видимому, именно рассудительность и трезвенность являлись основными проявлениями характера пророчества людей Божьих такого рода. Великие пророки раннего периода — Нафан, Гад, Илия, Елисей — несомненно, были людьми пророческих речений.

Основная пророческая формула, с которой они обычно начинали свое церковное служение, была очень проста: «Так говорит Господь!».

Со временем она стала сакральной формулой, что не удивительно: в пророческих книгах Ветхого Завета она встречается 403 раза, во всем тексте Ветхого Завета — 568 раз, а во всей Библии — 580 раз.

Человек, начинавший свою проповедь с этой формулы или с одной из ее многочисленных разновидностей, тем самым, объявлял всем о своем пророческом призвании и то, что он говорит от имени Господа.