Heeding the voice of the prophets

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я воз–ьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и, слезы да не высту пают у тебя; вздыхай в безмолвии, плача по умершим не совершай; но обвязывай себя повязкою и обувай ноги твои в обувь твою, и бороды не закрывай, и хнеба от чужих не ешь. И посне того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как поведено было мне. И сказал мне народ: не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь? И сказал я им: ко мне было слово Господне: скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча. И вы будете делать то же, что делан, я; бороды, не будете закрывать, и, хлеба от чужих не будете есть; и, повязки, ваши, будут на головах ваших, и, обувь ваша на ногах ваших; не будете сетовать и, плакать, но будете истаявать от грехов ваших и, воздыхать друг перед другом. И будет для вас Иезекииль знамением: все, что он делал, и, вы, будете делать; и, когда это сбудется, узнаете, что Я Господь Бог» (Иез 24.15–24).

Сама жизнь пророка Иезекииля становится пророчеством: он должен вынести без слез смерть любимой жены, названной «утехой очей»; ему отказано даже в праве совершить традиционные поминальные обряды, смысл которых состоит не только в поминовении дорогого человека, но и в утешении для тех, кто еще жив. Пророческое служение Иезекииля становится трагичным.

Столь же трагичным было служение много веков спустя другого пророка Израиля, названного Самим Сыном Божьим величайшим — Иоанна Предтечи. Как Иезекииль, Иоанн совершает пророческие действия. Омовение народа было одним из таких пророческих действий, чтобы подготовить людей к пришествию Мессии, Которого без очищения водой в знак их покаяния узнать в сыне плотника было невозможно. Главным же пророческим действием Иоанна становится Крещение Иисуса, Который не нуждался ни в каком очищении, о чем свидетельствует сам пророк: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты, ли, приходишь ко мне?» (Мф 3.14). Господь, будучи непричастен греху, Сам умалил Себя до образа грешника, и тем самым придал древнему обряду водного очищения совершенно новый смысл и особую силу.

Но пророческие действия совершает в Новом Завете не только Иоанн Предтеча. В Евангелиях упоминается женщина, которая слезами обмыла ноги Иисуса и помазала их драгоценным маслом — мирром. Ученики, даже самые ближайшие, не поняли смысла ее действий, рассердились на неприличное поведение этой женщины, а также на неразумную трату очень большой суммы денег. Евангелист Марк со скорбью добавляет: «И роптали на нее» (Мк 14.5). Но ответ роптавшим дает не эта женщина, имя которой до нас даже не дошло, а Сам Сын Божий: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделана для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала что могла: предварила помазать тело Мое погребению. Истинно говорю вам: где ни, будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и, о том, что она сделала» (Мк 14.6–9). Он Единственный, кто понял пророческий смысл действий этой женщины.

В пророческих книгах приводятся многочисленные пророческие действия. Некоторые из них — очень простые и незамысловатые по исполнению и смыслу, как, например, две корзины хороших и плохих смокв, показанных пророку Иеремии (глава 24). Но некоторые невероятно сложны, кажутся невозможными для исполнения, как, например, повеление Господа пророку Осии «иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос 1.2). Однако пророк исполняет повеление Господа, и тогда вся его жизнь становится трагическим пророческим действием.

Итак, пророческие действия часто являются одними из самых трудных для выполнения и сложных для восприятия видов пророчеств. В то же время они всегда необыкновенно драматичны, очень эффектны, легко запоминаются в народе и пересказываются из поколения в поколение. Гораздо позже, уже во времена христианской Церкви, к подобным действиям прибегали православные юродивые.

5.2. Пророческие действия и Закон

Когда голос пророка становится неразличим в шуме мира сего и безразличен для народа, когда «обычные» пророческие действия воспринимаются как простые чудачества, а сам пророк, их совершающий, становится для людей чем‑то вроде «городского дурачка», Господь призывает пророка к необычайным пророческим действиям. Именно призывает (но не принуждает!), поскольку эти действия нередко выходят за рамки не только принятой тогда морали, но даже норм Закона.

Приведем некоторые примеры. Господь возвещает Иезе- киилю, что скоро умрет его любимая жена, и запрещает соблюдать общепринятые в те времена траурные традиции, что пророк и делает. Это заставило потрясенный народ прийти к нему и прямо спросить «не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь?» (Иез 24.19). Только таким, глубоко удивленным всем происходящим людям, у которых от потрясения появилась способность что‑то услышать, пророк может возвестить грозное пророчество Дому Израилеву.

Нечто подобное произошло и с Иеремией. «И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и, пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы,, ни похоронены; будут навозом на поверхности, земли; мечом и, голодом будут истреблены, и, трупы их будут пищею птицам небесным и, зверям земным» (Иер 16.1–4).

Сознательный отказ от женитьбы и рождения детей всегда считался в Израиле тяжким грехом, нарушением заповеди «плодитесь и, размножайтесь» (Быт 1.28), рассматривалось как неблагодарность Ему за полученный дар жизни. Иеремия, неся народу Божьему пророчество Господне о грядущем истреблении людей этой земли, делает это, выходя за пределы Закона. Несомненно, для самого пророка исполнить это повеление было очень трудно.

Но еще более трудными для понимания и исполнения стали для него другие слова Господа: «не входи в дом сетующих и, не ходи плакать и, ж, алеть с ними; ибо Я отнял, от этого народа, говорит Господь, мир Мой, и, милость и, сожаление» (Иер 16.5). Оплакивать умерших, соболезновать тем, у кого ка- кое‑то горе, всегда считалось в Израиле высшей степенью добродетели. Совершая благодеяние живым, рассуждали учителя Закона, мы надеемся на воздаяние: те, кому мы сделали что‑то хорошее, и нам когда‑нибудь сделают нечто доброе. Когда же благодеяние оказывают усопшим, оно становится абсолютно бескорыстным. Участие в похоронах ближнего было единственной позволительной причиной опустить свои утренние или дневные молитвы. Исполнение повеления Господа неизбежно испортило репутацию Иеремии как ревностного исполнителя Закона.

Вот иные слова Господа, которые также должны были привести пророка в конфликт с блюстителями общественной нравственности: «Не ходи, также и, в дом пиршества, чтобы, сидеть с ними, есть и, пить; ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я прекращу на месте сем в глазах ваших и, во дни ваши голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты» (Иер 16.8–9).