Heeding the voice of the prophets
В пророческих книгах это слово звучит всегда как призыв Господа к активным действиям или как обещание, что Сам Господь придет и утешит народ Свой, ибо мера страдания от зла, даже от собственных грехов, преисполнена.
«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис 40.1–2).
Это — призыв Господа не только к пророку, он обращен к каждому, в ком есть дар утешения, способность и сила его совершить.
О конкретных проявлениях милости Божьей пророк Исайя говорит как об утешении: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страданьцев Своих» (Ис 49.13).
И о будущем спасении народа от многих бедствий, которое казалось тогда невозможным, пророк также говорит как об утешении: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (Ис 51.1–3). Для Бога все возможно, поэтому будущее утешение народа от нашествий и притеснений пророк сравнивает с исполнением Его обещания рождения сына очень старым Аврааму и Сарре, поверить в которое было также по человеческой природе решительно невозможно.
Пророк Иеремия в своем видении будущего мессианского спасения народа Божьего от зла, царящего в мире, пишет: «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыж Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» (Иер 31.10–13).
Утешение — одно из любимых слов пророка Исаии. Недаром Иисус в синагоге читает слова мессианского пророчества именно из его книги: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествоватъ нищим, послан. Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и, узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и, день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (Лк 4.17–19 — Ис 61.1–2).
Очень важно, что Святого Духа, которого Сын Божий обещает послать всем верующим во имя Его, Он неизменно называет в Евангелии Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и, напомнит вам все, что Я говорил, вам» (Ин 14.26; см. также Ин 14.15–17, 15.26–27 и 16.7–11).
Итак, можно сказать, что суть любого пророчества — обличение и утешение, и одно без другого не бывает. Как от одного обличения человек может впасть в уныние, не выдержав его тяжести, так и от одного утешения можно впасть в нетрезвенность, принять желаемое за реальность.
Заметим, что проповедь последнего пророка Ветхого Завета, о котором Сам Иисус свидетельствовал, что «из рожденных женами, не восставай больший, Иоанна Крестителя» (Мф 11.11), была, в передаче евангелиста Матфея, очень краткой: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3.2).
«Покайтесь» — это, конечно, обличение. Матфей не уточняет, в чем призывал покаяться Предтеча; к тому времени об этом уже столько было сказано и написано, что достаточно было только одного слова для обозначения покаяния.
«Приблизилось Царство Небесное» — это утешение, ибо оно уже действительно близко, рядом. Пророк это знает, хотя еще не засвидетельствовал, через Кого оно приблизилось, и это знание — великая для него радость и утешение. Само возвещение близости Царства Небесного, означающее близость Мессии, — такое утешение, больше которого и быть не может во всем Ветхом Завете.
Но в Новом Завете, с воплощением, смертью и воскресением Сына Божьего, появляется большее утешение. Царство небесное не просто теперь «близко», оно «внутрь вас есть» (Лк 17.21).
На языке апостола Павла это новое откровение звучит как «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2.19–20). Вот почему Иисус утверждает, что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божьем больше его» (Лк 7.28 и Мф 11.11).