Heeding the voice of the prophets
Пророчество всегда своевременно, что представляет непростую, но жизненно важную задачу для Церкви: она должна также своевременно услышать пророческое слово.
В истории это бывает очень редко, недаром Господь Иисус так гневно обличал тех, кто не различает пророческое время, т. е. не способен услышать Его пророческое слово вовремя: «Горе вам, что строите гробницы, пророкам, которых избили, отцы, ваши: сим вы, свидетельствуете о делах отцов ваших и, соглашаетесь с ними, ибо они, избили, пророков, а вы, строите им гробницы» (Лк 11.47–48). Строить гробницы, т. е. памятники пророкам гораздо проще и безопаснее, чем прислушиваться к пророческому слову и исполнять его как слово Божье.
5.5.2. Пророчество в истории
Слово Божие, возвещенное однажды в конкретное время и при определенных обстоятельствах, остается действенным во всей человеческой истории. Оно неизменно, и всякий, внимающий ему в любом месте и в любое время, получает дар жизни. Вот несколько свидетельств самого Священного Писания об этом.
Из книги порока Исаии. «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис 45.23). Это — свидетельство на все времена и эпохи, для всякого народа и человека, верующего в Господа и доверяющего Ему.
«А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66.2). Мало быть «просто верующим» в Господа. Надо жить словом Его, что на языке Ветхого Завета и называется «трепетать перед словом Моим».
«Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят:"пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены» (Ис 66.5). Господь обещает, что всякий, живущий словом Его, не постыдится, т. е. будет оправдан на суде Его и пойдет «в жизнь вечную» (Мф 25.46).
Из книги пророка Иеремии. «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер 23.29). Аллюзией на эти слова является важная мысль в «Послание к Евреям», где написано, что «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4.12). Из книги пророка Иезеке- иля. «Посему скажи им: так говорит Господь Бог: ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено, но слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог» (Иез 12.28). Сам Бог обещает, что все слова Его сбудутся. Это же говорит в Евангелии Иисус: «небо и земня прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24.35).
Из книги пророка Михея. «О, называющийся домом Иакова! разве уманился Дух Господень? таковы, ли действия Его? не благотворны, ли, слова Мои, для того, кто поступает справедливо?» (Мих 2.7).
Мало принять и верить в слова Господа. Они должны быть прямо соотнесены с жизнью верующего. В этом важнейшая суть библейской веры в Бога, называемого в Писании «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исх 3.6 ср. также: Мф 22.32, Мк 12.26, Лк 20.37 и Деян 7.32).
5.5.3. Время, в пророчестве
Эта тема при чтении пророческих книг наиболее сложная как в теоретическом, так и в практическом отношении. Говоря о ней, мы ограничимся описанием только двух проблем, возникающих при чтении пророчеств.
Первую можно назвать инверсией времени в пророчестве.
Очень часто в пророческих текстах пророк, возвещая волю Божию, например, о_грядущих событиях, описывает их в прошедшем времени. Так, в знаменитой 53–й главе книги Исаии, пророк, говоря о страдающем Мессии, постоянно использует только прошедшее время.