Heeding the voice of the prophets

Пророчество есть дар Божий человеку, который может поступить с ним трояко, как со всяким даром:

— может его отвергнуть;

— принять и использовать для себя самого;

— принять для возможности служения Богу и Церкви.

Отвержение пророческого дара в Библии практически

не встречается. В качестве редчайшего примера можно привести Исава, сына патриарха Исаака, который дару Авраамова благословения в форме первородства, включавшего в себя в ту эпоху и пророческий дар, предпочел простые земные блага. Благословение было для него вещью настолько неосязаемой, а чувство сильного голода настолько реальным, что он сказал Иакову: «вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт 25.32).

Принятие дара пророчества для себя встречается в Библии гораздо чаще. Фактически каждый лжепророк в народе Божьем принял этот дар не для служения Господу, а для себя, для извлечения из него определенных выгод.

О таких людях пророк Михей с гневом и горечью писал, обращаясь к главам дома Иаковлева и князьям дома Изра- илева: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря:"не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих 3.11–12).

Каждый человек, использующий дар пророческий для себя, для своей выгоды, становится на путь саморазрушения, ибо относится к Богу, давшему ему этот дар, не как сын, а как не чистый на руку наемник. Иными словами, он переходит на уровень магического служения Богу, что делает его выбор смертным грехом. В Ветхом и Новом Завете приводятся очень яркие примеры, которые показывают последствия такого выбора.

В книге Чисел повествуется о пророке (пророке Божьем!) Валааме, который корыстен настолько, что использует дар для своей выгоды. Древнейшая традиция утверждает, что его пророческий дар был больше, чем дар Моисея, но Валам его загубил. Апостол Иуда в своем послании пишет о таких людях: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам» (Иуд 1.11).

Пятая глава 4–й книги Царств приводит рассказ о Гиезии, ученике и возможном приемнике пророка Елисея, который поддался соблазну променять дар Божий, который был ему в определенной мере уже дарован, на блага мира сего. Неверный выбор приводит к его полному духовному бесчувствию, к неразличению времен, в чем его и упрекает Елисей: «…время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?» (4 Цар 5.26). Полученная Гиезием проказа — не только наказание тяжелой болезнью. Она делает его ритуально нечистым, т. е. выводит его за пределы народа Божьего. Он оказывается вне Ветхозаветной церкви.

В Новом Завете подобная история приводится в пятой главе Деяний апостолов — история с Аланией и Сапфирой. Получившие, как и все первые христиане, пророческий дар, они утаили часть своего даяния Церкви, в чем их и обличил Петр: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян 5.4).

Фактически они, как и Гиезий, хотели присвоить этот дар себе, что немедленно привело их к смерти.

Когда же человек принимает пророческий дар не для себя, но для служения Богу и Церкви, то единственно достойный ответ на этот дар — благодарение. Слова апостола Павла «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5.18), это выражение не только его личного пророческого опыта. Это своего рода обобщение опыта деятельности всех пророков Божьих.