Роман Владимирович Жолудь

Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как; ненадежной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не нужно презирать за то, что некоторые плохо о них уразумели, и вместо Бога воздали им божеское поклонение. Напротив того, мы, воспользовавшись в них тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного и не станем с безумцами творение восставлять против Творца, но от создания будем заключать о Создателе, как; говорит божественный Апостол, пленяем всякое помышление во Христа (2 Кор. 10, 5). Также об огне, о пище, о железе и о прочем нельзя сказать, что какаялибо из этих вещей сама по себе или всего полезнее, или всего вреднее; но это зависит от произвола употребляющих. Даже между пресмыкающимися гадами есть такие, что мы примешиваем их в целебные составы. Так и в науках мы заимствовали исследования и рассуждения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в глубины погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, чрез худшее научившись лучшему, и слабомть их обратив в твердость нашего учения. Поэтому нельзя унижать ученость, как; рассуждают об этом некоторые, а, напротив, нужно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве. Но предложив и утвердив это общим согласием, начнем обозревать жизнь Василия.

Первые годы Василия под руководством великого отца, в лице которого Понт представлял общего наставника добродетели, увиты были пеленами и преобразованы в лучшее и чистейшее создание, которое божественный Давид прекрасно называет дневным и противоположным ночному (Пс. 138, 11). Под этимто руководством чудный Василий обучается делу и слову, которые вместе в нем возрастают и содействуют друг другу. Он не хвалится какойлибо Фессалийской и горной пещерой как училищем добродетели, или какимнибудь высокомерным Кентавром – учителем их героев, не учится у него стрелять зайцев, обгонять коз, ловить оленей, одерживать победу в ратоборствах или лучшим образом объезжать коней, используя одного и того же как коня и учителя, не вскармливается, по легенде, мозгами оленей и львов; напротив того, изучает первоначальный круг наук и упражняется в богопочитании, короче сказать, самыми первыми уроками ведется к будущему совершенству. Ибо те, которые преуспели или в делах, оставив слово, или в слове, оставив дела, ничем, как; мне кажется, не отличаются от одноглазых, которые терпят большой ущерб, когда сами смотрят, а еще больший стыд, когда на них смотрят. Но кто может преуспеть в том и другом и стать одинаково ловким на обе руки, тому возможно быть совершенным и в этой жизни вкушать тамошнее блаженство. Итак, полезно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который глядя, скоро стал совершенным. И как; видишь, что молодые кони и телята с самого рождения скачут за своими матерями, так; и он с ревностью молодого коня стремился за отцом и не отставал в высоких порывах добродетели, но как; бы в рисунке (если угодно другое сравнение) проявлял будущую красоту добродетели и до наступления времени строгой жизни предначертывал, что нужно для этой жизни.

Когда же достаточно приобрел он здешней учености, а между тем надобно было, чтобы не ускользнуло от него ничто хорошее и чтобы ему ни в чем не отстать от трудолюбивой пчелы, которая со всякого цветка собирает самое полезное, тогда устремился он в Кесарию для поступления в тамошние училища. Говорю же о Кесарии знаменитой и нашей (потому что она и для меня была руководительницей и наставницей в слове), которую так; же можно назвать митрополией наук, как и митрополией городов, к ней принадлежащих и ею управляемых. Если бы кто лишил ее первенства в науках, то отнял бы у нее самую лучшую ее собственность. Ибо другие города восхищаются иного рода украшениями, или древними, или новыми, чтобы, как думаю, было о чем рассказать или на что посмотреть, но отличие Кесарии – науки, подобно как надпись на оружии или на повести.

Но о последующем пусть рассказывают те самые, которые и учили Василия, и насладились его ученостью. Пусть они засвидетельствуют, каков он был перед учителями и каков перед сверстниками, как с одними равнялся, а других превышал во всяком роде познании, какую славу приобрел в короткое время и у простолюдинов, и у первостепенных граждан, обнаруживая в себе ученость выше возраста и твердость нрава выше учености. Он был ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до выслушивания философских положений, а что всего важнее, священником для христиан еще до священства. Столько все и во всем ему уступали! Науки словесные были для него посторонним делом, и он заимствовал из них лишь то, что могло помогать в философии[3], потому что нужна сила и в слове, чтобы ясно выразить представляемое умом. Ибо мысль, не высказывающая себя словом, есть движение оцепеневшего. А главным его занятием была философия, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом, по мере того как через низкое восходил он к высокому и посредством непостоянного и быстропроходящего приобретал постоянное и вечно существующее.

Из Кесарии самим Богом и прекрасной тягой к познаниям ведется Василий в Византию (город, первенствующий на Востоке), потому что она славилась совершеннейшими софистами и философами, от которых при естественной своей остроте и даровитости в короткое время собрал он все отличнейшее; а из Византии – в Афины – обитель наук, в Афины, если для кого, то для меня воистину золотые и доставившие мне много доброго. Ибо они лучше ознакомили меня с этим мужем, который не безызвестен был мне и прежде. Ища познаний, обрел я счастье, испытав на себе то же (в другом только отношении), что и Саул, который, ища отцовских ослов, нашел царство, так; что придаточное к делу вышло важнее самого дела.

До сих пор чисто текло у нас слово, несясь по гладкому, весьма удобному и действительно царскому пути похвал Василию, а теперь не знаю, и как сказать, и к чему обратиться, потому что слово встречает и стремнины. Ибо, доведя речь до этого времени и касаясь уже его, желаю к сказанному присовокупить коечто и о себе, остановиться немного повествованием на том, отчего, как и чем начавшись, утвердилась наша дружба или наше единодушие, или (говоря точнее) наше сродство. Как взор неохотно оставляет приятное зрелище, и если отвлекают его насильно, опять стремится к тому же предмету, так и слово любит увлекательные повествования. Впрочем, боюсь трудности предприятия. Попытаюсь же исполнить это насколько можно умереннее. А если и отвлекусь несколько изза любви, то да извинят это чувство, которое, конечно, выше всякого другого чувства и которому не покоряться – уже потеря для разумного человека.

Афины приняли нас, как речной поток, – нас, которые, отделившись от одного источника, то есть от одного отечества, влечены были в разные стороны любовью к учености и потом, как бы по взаимному соглашению, в самом же деле по Божиему мановению, опять сошлись вместе. Немного ранее приняли они меня, а потом и Василия, которого ожидали там с обширными и великими надеждами, потому что имя его еще до прибытия повторялось в устах у многих, и для всякого было важно предугадать то, что всем интересно. Но не лишним будет прибавить к слову, словно некоторую сладость, небольшой рассказ в напоминание знающим и в научение незнающим.