Роман Владимирович Жолудь

ПУБЛИЦИСТИКИ:

БИБЛИЯ, АПОЛОГЕТЫ, ВИЗАНТИЙЦЫ

Введение

В современном российском обществе уже на протяжении многих лет наблюдается огромный интерес к религии. Тема, находившаяся под запретом многие десятилетия, была возвращена к гласному демократическому обсуждению в годы перестройки и сразу приобрела злободневный характер. В наше время, как показали результаты социологического опроса, проведенного в декабре 2000 г. Исследовательским центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем, к неверующим и безразличным к религии отнесли себя только 28,6 % респондентов[1]. Таким образом, можно констатировать, что две трети современного российского общества причисляют себя либо к верующим, либо к колеблющимся между верой и неверием.

Естественно, что возросшие информационные запросы населения в области религии требовали удовлетворения, поэтому в постсоветской России активно развивается религиозная пресса; публикации и программы, посвященные различным аспектам и направлениям религии, появляются в светских СМИ. Причем лидирующим по степени интереса со стороны общества и по количеству собственных СМИ[2] становится православное христианство.

Однако в современной российской науке не существует фундаментальных теоретических исследований, посвященных религиозной публицистике. Работы носят, как правило, описательноисторический или сугубо типологический характер. Однако потребность в теории, учитывающей особенности религиозной публицистики, ее диахронический аспект, существует объективно, так как тематическое, стилистическое и прагматическое поле последней почти не изучено с точки зрения исторических коннотаций. Поэтому обращение к теме генезиса христианской публицистики и формирования традиции христианской проповеди представляется важным шагом к началу системного и разностороннего исследования данного явления.

Малоизученной является и проблема влияния христианства на формирование пражурналистики. Обращение к этой теме позволило бы представить более полную картину развития публицистического творчества в мировой истории.