Роман Владимирович Жолудь

в) моралистическопсихологический этюд (впервые встречается у Плутарха)[87].

В христианской агиографии также принято выделять три вида биографий святых: акты, мученичества (мартирии) и жития (биосы)[88]. Акт является документальной записью допроса христиан языческими властями, где показывается мужественное свидетельство о собственной вере. Для него характерны лаконичность, отсутствие каких бы то ни было авторских добавлений («Мученичество святого Иустина Философа»). Мартирии (мученичество; дословный перевод – свидетельство) представляет собой рассказ очевидца мученической кончины христианина (например, «Мученичество святого Поликарпа Смирнского»). Так как первые века христианства оказываются и самыми опасными для его последователей, то к наиболее древним христианским биографическим жанрам относятся акт и мартирии. Но под воздействием античной культуры формируется и жанр жития.

Житие (биос) – это полное описание жизни христианского святого. Оно возникает из мартирия, обрастая подробностями биографии героя повествования. Житие испытывает на себе влияние древнегреческого энкомия, так как оно также имеет целью восхваление христианских подвигов. Однако в житии появляются и дидактические моменты, осуществляется проповедь нравственных идеалов.

Как полноценный жанр житие складывается к IV веку. Одним из ярчайших житийных авторов того времени стал Евсевий Кесарийский (ок. 263 – ок. 340). Его главный труд – «Церковная история»[89] в десяти книгах, охватывающая весь период христианства АО IV в. и изобилующая житиями известных святых. Перу Евсевия принадлежат также отдельные произведения (например, «Жизнь императора Константина», аналог древнегреческой гипомнемической биографии). Многие другие христианские авторы также составляли жития (например, Иероним Стридонский «Житие Павла отшельника», Афанасий Александрийский «Житие Антония Египетского» ), причем этим занимались не только поэты и профессиональные риторы, но и лица, не имеющие отношения к литературному труду[90]. Позднее жития разных святых стали группироваться в сборники (синаксарии и минеи).

Стал складываться определенный агиографический канон.

Житие, как правило, содержало вступление, рассуждение на душеспасительную тему (хотя его могло и не быть); так называемые « агиографические топосы», общие для многих житий места. Обычно святой считался сыном благочестивых родителей, уже в детстве его не привлекали игры, он всегда стремился к монастырской жизни и т. п.[91] Часто эти топосы не соответствовали реальным биографическим сведениям. Однако А.И. Сидоров, прослеживающий различия в житии и реальной биографии Максима Исповедника, замечает: «Житие – икона, а не фотография, и применять к нему мерки "исторического реализма" бессмысленно»[92]. Действительно, как апология имеет внелитературную, внериторическую цель, богословие – внефилософскую, так и житие находится вне исторического дискурса. Его цель – дать читателю образец праведной христианской жизни, и в этом смысле оно дословно является иконой (образом).

Житие, основанное на древнегреческом энкомии, выходит за его рамки. Например, Афанасий Александрийский (293 – 333) в «Житии Антония Египетского» синтезирует сразу несколько тематических и стилистических направлений. По форме это эпистолярный жанр – послание к монахам других стран): «В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравниться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели. Ибо и у вас уже появляются монастыри, и водворяются иноки. Посему, такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим»[93]. Содержание составляют биографические сведения о жизни Антония, его проповеди и наставления, а также рассказы о его монашеских подвигах и чудесах.