Роман Владимирович Жолудь

Следует особо отметить то, как в данной работе понимается термин «религиозная публицистика». В традиционной советской науке понятие «публицистика» трактовалось поразному, однако оно всегда определялось через политическую деятельность. Так, В.М. Горохов пишет: «Публицистике присущ высокий идейнополитический уровень»[7]; М.И. Скуленко замечает: «Публицистика, как и вся журналистика в целом, относится к сфере политической деятельности»[8]; В.В. Ученова говорит: «...публицистика являет собой средство оперативного воздействия на массовую аудиторию в целях ее политической ориентации, политического руководства ею»[9]; М.С. Черепахов определяет предмет публицистики как «непосредственное политическое постижение действительности»[10]. Однако ясно, что рассмотрение публицистической деятельности как политической в узком смысле этого слова оказывается ущербным и выводит за границы предмета громадный пласт журналистского творчества. Поэтому вместе с Е.П. Прохоровым мы рассматриваем политику в широком смысле этого термина, как «объективно существующие отношения между большими общественными группами (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.)...»[11]. Итак, сфера религиозных общественных отношений также является предметом публицистики.

Таким образом, под религиозной публицистикой понимается устная или письменная литературная деятельность:

а) направленная на распространение идейного содержания религиозных представлений автора выступления;

б) непосредственно обращенная и воздействующая на массовую аудиторию в соответствующем плане и приспособленная к восприятию ею;

в) связанная с актуальными (онтологическими, политическими, социальными, нравственными) проблемами, стоящими перед аудиторией, и анализирующая их в свете определенного религиозного учения.

Религиозной публицистике также свойственны качества традиционной публицистики: полемичность, личностность повествования, документализм, соединение эмоциональнообразных и рациональнопонятийных средств изложения[12].

Как уже отмечалось, в российской истории журналистики тема раннехристианской публицистики изучена слабо и несистемно. Так, А.Я. Гуревич в книге «Проблемы религиозной народной культуры» только упоминает о том, что церковные жанры были «важнейшим каналом коммуникации между духовенством и массой»[13]. Пристальное внимание истории развития публицистического процесса уделяется в работе В.В. Ученовой «У истоков публицистики»[14]. Начиная исследование развития публицистической мысли с античной риторики, автор обращает большое внимание на роль христианства в этом процессе. Однако вряд ли можно считать данный анализ объективным, потому что религия рассматривается как «мир иллюзорной псевдореальности» и фактор «регресса публицистического слова»[15]. К тому же в данной монографии освещается влияние христианства только на развитие публицистики средневековой Европы. Из собственно религиозного публицистического творчества упоминаются произведения «в рамках политикорелигиозного синтеза»[16], т. е. относящиеся к социальнополитическим конфликтам эпохи. В то же время в работе изучаются особенности религиознопублицистических выступлений: подчеркивается синкретизм повествования; отмечается их апелляция «не столько к неурядицам общественного устройства, сколько к несовершенству личностей, нуждающихся в исправлении»[17] (что отрицательно оценивается автором); сильное влияние классической риторики и т.п. В главе, посвященной развитию публицистики в античный период, христианские авторы не рассматриваются (так, говорится об эпистолографии Юлиана Отступника, но не берется во внимание творчество его оппонентовхристиан[18]).