Роман Владимирович Жолудь

Торжественно звучит описание смерти героя. Здесь снова возникает ассоциация с традиционным пафосом древнегреческой трагедии. Но возвышенность авторского стиля в данном произведении имеет, скорее всего, другую причину, скрывающуюся в христианском отношении к смерти: это переход к иной жизни, причем к жизни желанной, лучшей, чем земная.

Анализ данного произведения, равно как и других выступлений Григория Назианзина, подталкивает к выводу о том, что в Византии – наследнице культурного багажа античного мира – христианские проповедники использовали его поразному. Однако даже у самых ярких приверженцев риторической эстетики (к которым, безусловно, относится Григорий) на первый план выступает та же сверхзадача проповеди веры. Даже используя такой известный в античности жанр, как панегирик, предполагающий максимальную концентрацию на личности героя, автор включает в выступление обличение еретиков, нравственную проповедь, объяснение христианских догматов. Поэтому можно утверждать, что, несмотря на собственную консервативность учения, православная традиция всегда активно взаимодействует с внешней культурой, ассимилируя различные методики, теории и учения.

§4. Творчество Иоанна Златоуста и формирование классической православной проповеди

Во второй половине IV в. в Византии появляется еще один церковный деятель, ставший, по сути, символом, идеалом христианского проповедника – Иоанн Златоуст (Хрисостом). Его выступления сделались примером для подражания не только православной, но и католической Церкви. Византийский церковный историк IV в. Сократ Схоластик посвящает Иоанну 14 глав своего труда[88]; видный исследователь древней Церкви называет его «вселенским учителем, величайшим светильником мира, столпом церкви...»[89]; С.С. Аверинцев пишет: «За века, отделяющие Иоанна от Демосфена, у афинского патриота не было более достойного наследника, чем аскет из Антиохии»[90].

Иоанн родился около 347 г. в Антиохии. Получил хорошее образование, слушая известного в то время язьиеского ритора Либания, изучил философию и искусство красноречия. В 267 г. он принял крещение, а через три года стал церковным чтецом. В 318 г. его рукоположили в диакона.

В 386 г. Иоанн становится пресвитером. «Для Златоуста это было собственно звание проповедника. И в продолжении двенадцати лет священства он, по крайней мере, один раз в неделю, большей частью дважды, а иногда каждый день проповедовал антиохианам слово Божие», – пишет патролог XIX столетия архиепископ Филарет (Гумилевский)[91]. Завоевав большую любовь народа, Иоанн в 397 г. принимает сан Константинопольского архиепископа. Но его замкнутый образ жизни, прямая, честная, принципиальная позиция во всем не могли не раздражать высший свет Константинополя, поэтому Иоанн сразу приобрел себе тайных врагов среди светской и духовной элиты. Даже такой неравнодушный к православию историк Церкви, как В.В. Болотов, замечает, что Златоусту «недоставало такта»[92]. Моментом, решившим судьбу Иоанна, стало появление в лагере его противников императрицы Евдоксии (Златоуст публично обвинил ее в неправедном захвате наследства). С 402 г. начались гонения – сначала тайные, затем и явные. По сфабрикованному обвинению Иоанн был изгнан из столицы. Однако властям пришлось вернуть архиепископа по требованию народа. Преследования Златоуста возобновились в 404 г.; он снова был отправлен в ссылку, в которой и скончался 14 сентября 407 г.