Роман Владимирович Жолудь

7) формируются особые контактообразующие механизмы, поддерживающие связь между проповедником и аудиторией: религиозные формулы и цитаты из Священного Писания;

8) антропологическая особенность проповеди заключается в двояком отношении к человеку: как к образу Божию и одновременно падшему существу; в рамках этого противоречия складывается традиционная схема проповеди: обличение грехов и призыв вернуться к своему истинному предназначению, святой, безгрешной жизни;

9) в проповеди проявляется огромный интерес к внутреннему миру человека: анализ его духовной жизни осуществляется синкретически сразу на нескольких уровнях (религиозномистическом, психологическом, философском, художественном);

10) в эстетическом отношении проповедь строится на сопоставлении двух миров: духовного (божественного, вечного) и земного (тленного, непостоянного); проповедник, восхищаясь первым, доказывает бренность последнего, призывая аудиторию к аскетизму, к достижению нематериальных благ; формируется понятие «прекрасного», которое равно по смыслу «благому», и человек должен подражать Творцу в совершении благих дел, в святой и непорочной жизни.

4. Естественно, что специфическую окраску проповеди придает индивидуальная авторская поэтика. Для Василия Кесарийского, например, был характерен максимально прагматический подход к проповеди, простой и живой разговор с аудиторией, не исключавший обратной связи, относительно малая экспрессивность выступления. Он, будучи «вынужденным» публицистом, достаточно лояльно относился к языческой философии. Григорий Назианзин, наоборот, демонстрировал большое пристрастие к риторической эстетике, его речи пространны, имеют сложную структуру и наполнены цитатами не только из Библии, но и из древнегреческой литературы. Творчество Иоанна Златоуста показывает полное отсутствие интереса к античной тематике, однако простота и одновременная возвышенность слога обнаруживают его хорошее знакомство с классической риторикой.

5. Таким образом, формирование православной проповеди было обусловлено влиянием как внешних, объективных факторов, так и особенностей авторской поэтики, накладывавшей на характер выступления неповторимый отпечаток. Учитывая то, что проповедническое наследие ораторов IV столетия – Василия Кесарийского, Григория Назианзина и особенно Иоанна Златоуста – было высоко оценено не только византийцамипотомками, но и мировым христианством, можно считать, что индивидуальные особенности их творчества также оказали влияние на формирование всей традиции христианской православной проповеди.