Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

"Мой вопль, моя зашита!"

 Вот текст, исполненный все такой же горечи, но в конце едва уловимо проступает совершенно парадоксальная надежда. Иов знает, что он умрет, не получив ответа, но полагает, что его призыв к справедливости, его возмущение, его вопль перед Богом переживут его.

Он верит, что жалобы невинных будут жить, хотя они сами умрут в мучениях. Иов относится к чилу тех, кто уверен, что эхо воплей, исходящих от невинного мученика, не может со временем исчезнуть. Даже если его не услышат люди, если все будет забыто и душевные раны от угрызений совести затянутся, все равно эти вопли будут жить, потому что есть суд и есть Судья. В этом надежда Иова. Но он не знает, где и каким образом она реализуется.

Главной в последующих строках стала фраза: "Мой вопль - моя защита". Ему некому помочь, никто не принимает всерьез его слов, но не станет ли вопль невинного мученика защитой перед неведомым Судьей, к Которому сегодня он не видит доступа? Его вопль будет представлять его дело и его слезы будут защищать его в суде. Он говорит (16.12-14 и 17-22):

Спокоен был я; Он навел страх, схватил меня за шею, и разбил,  и поставил меня, как Свою мишень; свистят вокруг меня стрелы Его,  Он пронзает мне утробу, не щадит, проливает на землю мою желчь!  Пролом за проломом Он пробил во Мне, как ратник, устремляется на меня (...)  хоть нет бесчестья на моих руках и молитва моя чиста.  Земля! не скрой крови моей, и да не знает покоя мой вопль!  Се, и ныне Свидетель мой на небесах, и в вышних Заступник есть у меня!  Мой вопль, он защитит меня, * к Богу течет моя слеза,  Пусть слезы мои защитят на суде человека, спорящего с Богом, как смертный защищает себе подобного!  Ибо число лет моих сокрыто от меня и я иду по пути, не допускающему возврата. "Да, сам я узрю Его..."

Он прекрасно сознает, что для него все кончено, что после него останется лишь крик бунтующего сердца. Пусть так, но его уже невозможно заглушить!

Говоря об этом, автор Книги Иова несомнено считал отрывок из главы 19 (19,23-27) центральным местом своего произведения. Отрывок с торжественным началом состоит из трех фраз, в которых заключена вся парадоксальная надежда Иова. При этом он не отрекается ни от своего бунта, ни от сомнений, ни от неприятия путей Провидения. Он говорит:

О, пусть бы записали мои слова, пусть бы в книгу их занесли, железным грифелем, залив свинцом, в камень врезали на все времена! Но нет, я знаю: мой Заступник жив, и в конце встанет над прахом Он, и, когда кожа моя спадет с меня, лишившись плоти, я Бога узрю! И Тот, Кого я узрю, будет для меня, * мои глаза увидят Его, И Он не будет для меня чужим. И вот жизнь моя иссякнет во мне.

Иов вопиет к Богу, но он знает, что именно это и защитит его. Настанет день, когда Всемогущий изменит Свое отношение к тому, кто был несправедливо предан смерти. Пусть он будет умирать в безнадежности, но освобождаясь от плоти, он увидит Его. Не кто-нибудь другой, а он сам увидит Его в тот момент, и Бог будет на его стороне. Он перестанет быть для него чужим, отчего Иов так страдал всю свою жизнь. В этом надежда Иова [18].

Конечно, Иов не верил в воскресение как в нечто достоверно известное и распространяющееся на всех [19]. Однако перед лицом существования Бога и существования человека или, по крайней мере, перед лицом его сегодняшней судьбы он пережил это как единственную возможность, через которую все становится на свои места. После смерти новый образ Бога откроется тому, кто находится сегодня "на пути, не допускающем возврата".

Именно в этом смысле он говорит (24,1):

Есть ли у Шадай [20] время про запас? и верные Его увидят ли дни Его? [21]

Он говорит о времени, оставленном про запас, так как жизнь человеческая коротка и ее не хватает, чтобы узреть день Божий, день примирения, близости к Богу, чтобы раскрыть все свои возможности перед лицом Бога, ставшего для нас Отцом.

Когда будет уничтожен ложный образ Бога