Бог и Его образ. Очерк библейского богословия
241
В изначальном тексте Зах 2,12 говорилось:"Кто разит вас, разит Меня в зеницу ока". Израильские книжники, смущенные мыслью, что грешники могут так ранить Бога, исправили: "разит Меня" на "разит себя", текст, который стоит во всех известных сейчас еврейских рукописях. Но еврейское предание сохранило воспоминание об этом исправлении; оригинальный текст подтверждается также некоторыми свидетельствами на греческом языке.
242
После обетования, данного Аврааму (Быт 15,13), Бог решает вселить его потомство в Землю Обетованную лишь после четырехсот лет порабощения.
243
Преувеличения, с которыми в Библии говорится о скромных природных богатствах Палестины (Втор 8,7-10; 11, 10-12; Исх 3, 8; Иер 2,7), указывают, что вступление в Землю Обетованную воспринимается как даваемый Израилю залог возвращения потерянного рая.
244
Когда в Первом послании Петра говорится (1,18-19), что мы были освобождены (искуплены) "драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца", то здесь отмечаются лишь те качества (перенесенные в нравственный план), которыми должны обладать храмовые жертвы, чтобы они могли быть приняты (Лев 22,20-25; Мал 1,8.13-14).
245
Ср. 1 Ин 3,5 и Рим 5,12.
246
См. Ис 41,8; 44,1-2.21; 48,20, где "Служитель" недвусмысленно отождествляется с Израилем. Нет достаточных оснований считать "Израиль" в 49,3 позднейшей вставкой.
247
Достаточно ясные параллели, проведенные в предыдущем примечании, как мне кажется, отождествляют Служителя с Израилем. Но имеются в виду не все члены побежденного и рассеянного народа. Речь идет об "остатке" (см. Иб, прим. на Ис 4,3), который своим обращением (Ис 10, 21) сознательно принял судьбу избранного народа. Это возрожденное меньшинство ("хорошие смоквы" из Иер 24,5) будет иметь двойную миссию по отношению к народу в целом и ко всем народам (Ис 49,6).
248
См. Прем 2,14-20; Ин 3,19-20.
249
Таково, однако, толкование Раши, самого известного из средневековых еврейских комментаторов. См. его толкование на Ис 53,4-5.12.