Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

Невыносимое присутствие

 Послушаем, что говорит Иов. Прежде всего, заметим, что для него нет проблемы существования Бога - он решает другую проблему - проблему существования человека. Возможно, мы не сомневаемся в существовании человека, тогда как существование Бога для нас совершенно не очевидно. Для Иова все наоборот.

Первый текст [14] (14,1-6):

Человек, рожденный женой, скуден днями, но скорбью богат;  он выходит и никнет, как цветок, ускользает, как тень, и не устоит.  И на него Ты отверзаешь очи Твои? И меня требуешь к суду с Тобой?  Кто родится от нечистого чист? Ни один! [15]  Если сосчитаны дни его и число его месяцев у Тебя,  если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, -  отойди от него, чтоб он отдохнул, как наемник, порадовался своему дню!

1. Первая драма человека: он расцветает, но жизнь его прерывается [16]. Человек стремится принести обильные плоды, но как раз тогда, когда он расцветает, как цветок, когда он на творческом взлете, в это самое время он начинает ощущать близость смерти. Когда вдали вырисовывается то, чего он действительно хотел, оказывается, что силы его слабеют.

2. Вторая драма: это слабое разочарованное существо Бог приводит на суд. Почему Он не оставит его, чтобы человек сам, как может, пережил обманутые надежды? Зачем Бог предъявляет ему счета? О если бы он мог хотя бы ненадолго обрести покой или, по крайней мере, на закате жизни избавиться от угрызений совести, разъедающих его изнутри. Как бы он хотел забыться, утешиться и незаметно уснуть... Но Бог не дает ему этого.

Второй текст (14,16-17 и 19-20):

Более бы Ты шагов моих не считал, перестал бы выслеживать мой грех;  была бы вина моя упрятана под сургуч, и провинность мою Ты бы покрыл...  камни подтачивает ток струи, землю смывает разлив воды, -  так надежду человека ничтожишь Ты! Теснишь его до конца, и он уйдет;  исказишь его лик и отошлешь прочь.

 Человек не может даже умереть, утешив себя иллюзией полезно прожитой жизни. Бог хочет, чтоб человек умер в безнадежности, с чувством неудовлетворенности жизнью. О если бы Бог избавил его от тоски, от незавершенности жизни и даровал душе его мир!

Третий текст (10,20-22):

Вот, недолги дни мои! Отступи ж от меня и дай вздохнуть,  прежде, чем без возврата уйду в страну, где мрак и смертная тень,  где темная темень и мерцает мгла, в ту неустроенную страну,  где даже и самый свет - тьма.

Бог не беспокоит Себя. Стоит ли прислушиваться к душевным терзаниям существа, которое через минуту исчезнет? Может ли быть опасен человек, который через минуту будет стерт с лица земли?

Четвертый текст (7,16-21) повторяет мысль первых трех. Все они подобраны из первой части книги и как бы перекликаются друг с другом. Они действительно составляют лейтмотив Книги Иова.

Не вечно мне жить. Отступи от меня! Мои дни - вздох.  Что есть человек, что Ты отличил его, Занимаешь им мысли Твои,  Каждое утро вспоминаешь о нем, испытуешь его каждый миг?  Когда отведешь Ты от меня взор, отпустишь меня сглотнуть слюну?  Пусть я погрешил, - Тебе что я делал. Соглядатай мой?  Зачем Ты поставил меня как цель для стрел, и сам для себя я в тягость стал?  Почему Ты не простишь мой грех и не взглянешь мимо вины моей?  Ибо ныне во прах ложусь я: будешь искать меня, а меня - нет.