How to Read the Bible

27 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.

28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю и дерзость твою против Меня.

29 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел.

30 И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год — самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их.

31 И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,

32 ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это.

33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.

34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.

35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».

36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые.

37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

В 4–й Книге Царств рассказ об обоих походах соединен в одно повествование, и поэтому долгое время полагали, что речь идет об одной военной кампании. Теперь исследователи Библии, исходя из древних памятников и сличения речей Исайи, пришли к выводу, что ок. 688 г., вероятно, имел место второй поход ассирийцев в Иудею. Ангел–губитель означает, очевидно, вспышку эпидемии, которая заставила Синахериба отступить. Согласно преданию, сообщенному Геродотом, крысы повредили снаряжение ассирийского войска (в древности крысы были символом чумы). В европейской поэзии этот эпизод был отражен в стихотворении Байрона «Поражение Сеннахериба».