How to Read the Bible

5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

ПСАЛОМ 135

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.

3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;

4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;

5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;

6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;

7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;

8 солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его;

9 луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;

10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;

11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;

12 рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;

13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;

14 и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;

15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;

16 провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;

17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;

18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;

19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;

20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;

21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;

22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;

23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;

24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;

25 дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.

4. Призвание Иеремии (625 г. ) (Иер 1)

О жизни и личности пророка Иеремии[77] (евр. ирмейаху) известно больше, чем о каком–либо другом пророке–писателе. Ученик Иеремии писец Варух вставил в книгу его речений рассказы о важнейших событиях биографии учителя. Кроме того, Иеремия сам нередко касается обстоятельств своей жизни и говорит о собственных переживаниях в трудные годы пророческого служения. Иеремия, сын Хелкии, происходил из священнической семьи; он родился ок. 645 г. в г. Анафофе (евр. анатот), в 9 км от Иерусалима. Бог призвал его на служение, которое длилось до смерти пророка около 580 г.

Одна из основных тем проповеди пророка Иеремии — конец Синайского Завета и замена его Новым Заветом (31.31), который будет начертан в сердцах человеческих. Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он — предвестник новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4.23). Прежде пророки больше говорили об отношении к Богу всего Израиля. Иеремия же подчеркивает значение личной религиозности. Предвосхищая Новый Завет, Иеремия часто называет Бога Отцом и развивает тему богосыновства как основу веры (3.4, 19). Как и Амос, он учит, что избранность Израиля не привилегия, а великая духовная ответственность. Он сурово осуждает национализм политических вождей и признает за Израилем главным образом религиозную миссию. Подобно Исайе, Иеремия был противником войны, считая мир залогом успеха тех внутренних преобразований, которые призваны сделать Израиль подлинным народом Божиим. В своем рассказе о призвании на служение Иеремия приоткрывает завесу тайны пророческого дара.