How to Read the Bible

6 А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом;

7 и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы.

8 Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.

9 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток.

10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе ".

Видение означало, что Слава Господня (знак Богоприсутствия) покинула храм Иерусалимский и пребывает с изгнанниками. Уже не рукотворные херувимы являются отныне ее подножием, а Небесная колесница (евр. меркава), ковчег, носимый пламенными херувимами, олицетворяющими стихийные силы. То, что херувимы обращены лицами на четыре стороны света, указывает на космический характер Небесной колесницы. Явление Божественной колесницы означало, что вся Вселенная есть Ковчег Божий и что близкая гибель рукотворного Ковчега не умалит Славу Ягве (ср. Откр 11.19).

1.15–16. Колеса (евр. офаним), по мнению экзегетов, знаменуют космические сферы, а очи на них — звезды. 1.20. Дух (евр. руах) одновременно означает и ветер. В языке Библии «руах» — это космическая животворящая энергия, которая движет Вселенную и пронизывает живые существа. Энергия эта есть один из видов проявления силы Божией в мире («энергиями» преп. Григорий Палама именует деятельные божественные силы). 1.22. Слово подобие должно было напоминать слушателям, что все описания, предлагаемые пророком, условны и не могут в совершенстве передать таинственное явление Славы. Кристалл — небесный свод. 1.26. Символическое изображение Небесного престола. 2.1. Пророка объемлет мистический трепет перед лицом Славы. Бог именует его сыном человеческим (это выражение встречается у Иезекииля 87 раз), что в данном контексте означает просто «смертный». 2.3. Пророк призван возвещать и изгнанникам, и оставшимся в Иерусалиме. В то время между Вавилоном и Иудеей существовали частые сношения, и слова Иезекииля могли доходить до родины. 2.10. В первый период своего служения, до падения Иерусалима, Иезекииль должен был возвещать близкое возмездие неверному народу.

2. Конец Иерусалима (Иез 3.1–15, 17–27, 16; 4.1–16)

Следуя обычаю прорицателей, Иезекииль изобразил перед своими слушателями осаду города средствами пантомимы. Это происходило в дни падения Иерусалима.

1 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.

2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;

3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.

4 И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами;