How to Read the Bible

2 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону.

3 Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку.

4 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу.

5 И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток.

6 И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повел меня обратно к берегу этого потока.

7 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону.

8 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.

9 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.

VI. «ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЕВАНГЕЛИСТ» И ОСВОБОЖДЕНИЕ (550—538 гг. до Р. Х.)

Имя автора 40—66 гл. Книги Исайи, величайшего пророка–писателя, осталось для нас неизвестным. В этом можно видеть еще одно указание на то, что в самом последнем и глубоком значении слова автором пророчества является Дух Божий.

Во второй части Книги Исайи не упоминаются события и люди VIII в до Р. X. Израиль в гл. 40—55 представлен уже пребывающим в Плену. Иерусалим и города Иудеи разрушены и ждут своего восстановления. Из царей там назван лишь Кир персидский (558—530), который освободил в 538 г. евреев из Плена. Пророк призывает народ к исходу из Вавилона через пустыню. Литературный и богословский анализ книги еще в XVIII в. привел библеистов к выводу, что гл. 40—55 написаны пророком из школы Исайи в эпоху Плена (между 550 и 538 гг. ). Этого пророка принято называть Второисайей. По–видимому, он родился в изгнании и принадлежал к образованным кругам общества. Он хорошо знает Писание и часто ссылается на Священную историю.

Язык Второисайи во многом близок к языку Исайи Иерусалимского. Но ученик обогащает стиль учителя, делая его еще более выразительным и торжественным.

Основную мысль богословия Второисайи можно кратко сформулировать так: «Бог един и непостижим». Пророк решительно отвергает все попытки поставить рядом с Богом какую–либо иную извечную силу. В этом нередко усматривают полемику против персидского (и вообще древневосточного) дуализма. Замыслы Божии не могут быть поняты человеком, ему доступно лишь то, что Бог открывает людям Сам. Бог не удален от мира, но действует в нем постоянно силой Своего животворящего Слова. Ягве Словом создал мир и Словом же пересоздаст его, когда наступит час Царства Божия. Бог сотворил не только мир и человека, но и тот народ, который предназначен служить ему. Однако в Свое Царство Он введет все племена земли, которые будут призваны Израилем к почитанию Единого. Израиль был наказан, потому что он, избранник, не исполнил возложенных на него задач. Ныне же Господь возвращает ему Свою милость и вновь призывает на служение. В знак этого Он устрояет новый Исход из рабства в землю обетованную, где предначертано воссиять Новому Иерусалиму, Граду Господню. Страждущий Служитель Господень (евр. эведягве) — это сложный и многогранный образ. В нем слиты черты избранного народа Бо–жия, и пророка — посланника Господня, и Мессии — Пророка–Первосвященника, Который Своими страданиями искупит мир от власти греха.