How to Read the Bible

9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

42.1–4. Первый гимн Служителя Господня. Слово «Служитель» (евр. эвед — слуга, раб, работник) в синодальном тексте переведено как Отрок. Служитель — это Мессия, Который будет совершать Свое дело не земною силой, а духом кротости (ср. Мф 11.29). Он утвердит Закон Божий не только для Израиля, но и для всего мира (островами в ст. 4 именуется Греческий архипелаг). 42.5. Второисайя изображает спасение как новое творение. Поэтому он так часто возвращается к теме творения (16 раз употребляется слово «создать», евр. бара). В истории действует тот же Бог, который созидает Вселенную. 42.6. Слово, обращенное к Мессии. Он изображен не как Пастырь одного Израиля, а как свет язычников (ср. Лк 2.29–32). 49.1–6. Второй гимн Служителя Господня, Служитель — это, с одной стороны, Остаток, т. е. истинно верующие в Израиле (ст. 3), а с другой стороны, это Личность, Которая возродит Израиль и распространит спасение до концов земли (ст. 6). Иными словами, Мессия увенчивает братство верных ветхозаветной Церкви, не отделяясь от него, но в то же время и не отождествляясь с ним. Это есть прообраз Церкви как Тела Христова (ср. Ин 15.1 ι Кор 12.27). 50.4–10. Этот отрывок именуют Третьим гимном Служителя Господня. Вполне возможно, однако, что здесь пророк говорит от своего лица. Язык мудрых — буквально «язык учения» (евр. лимудим). Это слово встречается лишь в Книге Исайи. Оно означает, вероятно, что Второисайя осознавал себя преемником и учеником древних пророков. Ст. 6–7 могут служить указанием на то, что проповедь пророка встречала сопротивление. 52.1353.12. Четвертый гимн Служителя Господня. Пророк говорит о явлении Мессии, которое будет не таким, как его представляли многие в Израиле. Он превознесен Богом, но лик Его обезображен более, чем у кого–либо из людей (это высшая степень страдания). Многие иудейские толкователи видели в образе страждущего Служителя только Остаток Израилев. Но некоторые из них придавали Ис 52.1353.12 и мессианский смысл. Пророчество о Мессии–Страдальце исполнилось в лице Иисуса Христа (Флп 2.6–11). Блж. Иероним называет мессианские места Книги Исайи «не столько пророчеством, сколько Евангелием»[92]. 52.15. Явление Мессии будет всемирным. Когда народы познают Его, они в изумлении будут размышлять о Его тайне. Подвиг Мессии–Мученика не был предсказан никем до Второ–исайи (то, о чем не было говорено им). 53.2. Служитель изображен в виде молодого весеннего ростка, что перекликается с мессианскими образами Ис 11.1 и Зах 6.12. Это должно означать, что Он придет после долгих дней бедствий и опустошения. Мессия у Второисайи лишен черт земного величия, которое всегда привлекает людей. 53.3–4. Мессия разделяет жребий посланников Божиих, постоянно встречавших непонимание, ненависть и терпевших гонения (ср. Иер 25.4). Мессия является Ходатаем за людей, как Авраам (Быт 18.23), и очищает людей от грехов и болезней, как Первосвященник (Лев і6; Мф 8.17). Между тем жестокие и ослепленные люди, не постигшие Его истинного величия, считали, что Он был наказуем Богом (ср. Мф 27.42–43). 53.5. Мир, отпавший от Бога, погрузился во тьму греха. В эту тьму и приходит уничиженный Мессия, чтобы разделить с миром его страдания и исцелить его (ср. Ин 3.16–17). 53.6–7. Служитель Господень изображен жертвенным агнцем, который символизировал установление Завета с Богом. Жертвенная трапеза была знаком Богоприсутствия. Жертва Нового Агнца означает новое и полное явление Бога в мир, полагающее начало Новому Завету (Иер 31.31 Лк 22.20; і Кор іі.25; Еф 2.13). Добровольно — слово это означает, что, кроме воли Божией, направленной ко спасению, для совершения его нужно участие свободной человеческой воли Мессии, Который всецело предаст Себя Отцу (Мф 26.39). 53.8. Стих, трудный для толкования. По–видимому, он указывает на безгрешность Мессии, таинственность Его происхождения и смерть Его за грехи народа. 53.9. В час Своего унижения и страдания Мессия не понят и не признан, но и в смерти Он остается велик. Пророчество, исполнившееся буквально (см. Мф 27.57–61). 53.10–12 Эсхатологическая часть пророчества. Подвиг Мессии станет жертвой, которая положит основание Новому Завету. Обряд с употреблением крови (жертва) был в Ветхом Завете символом закрепления Завета между Богом и человеком.

Четвертый гимн Служителя Господня читается в Великую Пятницу.

4. Торжество правды Божией (Ис 42.9–25; 51)

9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них.

11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.

12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;