How to Read the Bible
7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;
8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас».
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ".
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,
17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»
18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;
19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп,
20 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.
21 Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.
22 И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.
23 И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.
13.19 сл. Это грозный гимн о падении Вавилона, города, который воплощает в себе великие царства мира сего, построенные на лжи, крови и насилии. Падение Вавилона изображено в апокалиптических чертах, как Судный день (ср. Откр 14.8; 16.19; :75). 14.3–23. Продолжение гимна о падении Вавилона. Образ Вавилона приобретает еще более широкий смысл: он уподобляется сатане, который восстал против Бога, но ввержен в преисподнюю (13–14). В ст. 9–10 изображаются Рефаимы (тени усопших), которые встречают падшего сына зари у врат преисподней. Хотя в пророчестве упомянуты мидяне (13–17), враги халдеев, оно в целом, однако, далеко от реальных исторических событий. Предмет его не столько конкретный Вавилон, сколько вообще языческая тирания и богоборческие силы.
10. Взятие Вавилона (Дан 5)
В 539 г. Кир приблизился к Вавилону. Все города добровольно переходили под его власть, так как персидский царь никого не карал, уважал местные обычаи и верования. Вавилон также был сдан без боя, пал от руки персов лишь наместник Вавилона, князь Валтасар. В Книге Даниила содержится сказание (мидраш[94]) о гибели Валтасара.