How to Read the Bible
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен.
2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?
5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8 Когда же взошло солнце, навёл Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота
1.5. Иона не принимает участия в молитвах, так как знает, что бегство его от лица Господня греховно. 1.13–14. Автор изображает корабельщиков–язычников в привлекательном свете. Это созвучно с общим смыслом книги. 2.г. В подлиннике — не «кит», а «рыба». Рассказ носит характер притчи, что само по себе снимает вопрос о реальности такого чуда, хотя для христианского сознания оно вполне возможно. Творец, создавший морское чудовище, мог сделать и так, что человек, проглоченный им, остался жив. 2.4–8. Псалмопевец пребывает не «во чреве кита», а во чреве «бездны», которая, по представлениям древних, находилась под поверхностью земли. В данном случае бездна символизирует преисподнюю, или ад, т. е. глубину отчаяния и гибели. Как полагают экзегеты, в этом стихе содержится намек на Вавилонский плен, который в псалмах связан с темой богооставленности (ср. Пс 129.1) 4.6 Растение, которое вырастает за одну ночь до размеров дерева, также есть элемент притчи, придающий ей большую выразительность (ср. 4.го). 4.1г. В этой фразе сосредоточена центральная идея книги. Не умеющие отличить — младенцы. Животные упомянуты здесь с целью показать, что милосердие Божие распространяется на всю тварь.
Приложения
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Часть III
ДИДАКТИЧЕСКИЕ (УЧИТЕЛЬНЫЕ)КНИГИ