How to Read the Bible

50 И успокоилась земля Иудейская на некоторое время.

7.1-2. В 161 г. Димитрий I, который был заложником в Риме вместо Антиоха Епифана, бежал оттуда и высадился в Триполи, а затем овладел Антиохией.

7.49.13 Адара 151 г. Селевкидской эры соответствует концу марта 160 г. до Р. Х. Этот праздник назывался Днем Никанора. Его перестали праздновать в начале I в.

Победа Иуды Маккавея оказалась для него последней. В апреле 160 г. войска Селевкидов вновь вторглись в страну. Иуда погиб в сражении.

После гибели Иуды дело освобождения продолжили его братья. В результате длительных и упорных войн они добились независимости Иудеи и основали новую, Хасмонейскую династию (142—63 гг. до Р. Х.). Хасмонеев сменила династия Иродов. При Ироде I Великом родился Иисус Христос.

ТРАДИЦИЯ ДИАСПОРЫ.«ИСПОЛНЕНИЕ ВРЕМЕН»

I. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ

Со времени первых выселений в Месопотамию во многих странах Востока образовались иудейские общины. Лишь меньшая часть изгнанников вернулась в Иерусалим после падения Вавилона. Таким образом, уже в VI в. ветхозаветная Церковь распалась на два круга: метрополию (в Палестине) и диаспору, т. е. «рассеяние» (главным образом в Сирии, Египте и Месопотамии). В диаспоре религиозная жизнь не угасала, а, напротив, интенсивно развивалась. Впоследствии христианство, возникшее в метрополии, получило первые опорные пункты среди диаспоры. Это двуединство хорошо видно на примере двух первоверховных апостолов — Петра и Павла. Первый был коренным жителем Палестины, а второй, «апостол язычников», — сыном рассеяния, римским гражданином, начавшим свою проповедь среди иудеев диаспоры.

Самой значительной из внепалестинских общин была колония иудеев Александрии. В этом городе встретились культуры Востока и Запада, и александрийские евреи, познакомившись с античной философией, усвоили часть ее идей и использовали их в своем богословии. Одним из блестящих творений иудеоалександрийской мысли явилась Книга Премудрости, написанная в середине I в. до Р. Х. Автор ее предпочел остаться неизвестным, скрывшись, как это часто было принято у еврейских мудрецов, под именем Соломона. Блж. Иероним исключает возможность того, что автором книги был Соломон. «Книги Премудрости Соломоновой, — пишет он, — нет у евреев[147], да и само ее изложение свойственно греческому красноречию».

Вера в воскресение мертвых, усвоенная тогда большинством исповедников ветхозаветной религии, принимает в Книге Премудрости форму учения о бессмертии души — идеи, принадлежащей египетской религии и греческой философии. Более того, в Книге Премудрости тело рассматривается как тяжкое бремя для бессмертной души. Это отголосок учений Платона и Пифагора. И все же основной дух книги — чисто библейский, и поэтому она была включена в Св. Писание (в число неканонических книг). Подлинный язык Книги Премудрости — греческий; написана она стихами, на русский переведена прозой.

1. Истинная Премудрость, приводящая к Богу (Прем 1)

1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. 4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. 6 Человеколюбивый дух - премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. 7 Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово. 8 Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. 9 Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; 10 потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. 11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. 12 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. 13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, 14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. 15 Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: 16 нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием

2. Безумные речи отвергающих бессмертие и воздаяние (Прем 2.1-20)