How to Read the Bible

В отличие от греческих философов, боговдохновенные авторы Библии, говоря о миротворении, не ставили себе целью дать его научную картину.

Используя язык восточной поэзии, они возвещали Откровение о Боге как верховной Первопричине мира (ср. Откр 4.11). Лаконичность библейского рассказа резко отличает его и от языческих мифов, в которых немалую роль играет художественная фантазия. Книга Бытия в скупых, но полных глубины и силы выражениях проповедует «Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». Впрочем, хотя это и есть богооткровенная истина, сам человеческий разум в какой–то степени может подвести к идее Божественной Первопричины (см. Рим 1.19–20). Вопрос же о том, как конкретно совершалось творение и по каким законам протекали эти процессы, относится уже к области естественного познания. Библейское учение не исключает ни одной из возможных теорий космогенеза.

1. Божественный замысел о Вселенной, олицетворенный в образе Премудрости (Притч 8.22–31)

22 Господь имел меня началом пути Своего,

прежде созданий Своих, искони;

23 от века я помазана,

от начала, прежде бытия земли.

24 Я родилась, когда еще не существовали бездны,

когда еще не было источников, обильных водою.

25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы,

прежде холмов,

26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,

ни начальных пылинок вселенной.

27 Когда Он уготовлял небеса, я была там.

Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,

28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

29 когда давал морю устав,

чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

30 тогда я была при Нем художницею,

и была радостью всякий день,

веселясь пред лицом Его во все время,

31 веселясь на земном кругу Его,

и радость моя была с сынами человеческими.

Премудростью в Израиле первоначально именовалось искусство управлять обществом (см. 3 Цар. 3.5–12). Впоследствии это понятие было перенесено на космический строй, принцип разумности, заложенный в структуре мира (см. Притч 3.19). Текст о Премудрости обычно относят к V в. до Р. Х.

2. Начало Шестоднева (греч. гексамерон) — сказания о творении мира (Быт 1:1)

1. В начале сотворил Бог небо и землю.

1. Сказание записано ок. VI в. до Р. Х., но в устной форме существовало с глубокой древности и, быть может, некогда являлось литургическим текстом. Уже в первых словах Шестоднева провозглашаются единство и абсолютность Творца и тем самым отвергаются: а) политеизм, б) пантеизм, в) материализм, г) дуализм, д) языческое учение об извечной материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством. Слова небо и земля соответствуют древнему шумерскому «ан ки», означающему всю Вселенную. По толкованиям Отцов Церкви, небо — духовный мир, а земля — материя. Стоящее в еврейском тексте наименование Бога эдохйм есть множественное число от ЭЛОАХ (Бог). Это указание на полноту Божественности, присущей Творцу.

3. Хаос (Быт 1:2)