How to Read the Bible

7. Обетование не отменено (Ам 9.11–15);

11 В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние,

12 чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

13 Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут.

14 И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них.

15 И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой.

Некоторые толкователи отрицают принадлежность эпилога самому Амосу. Основанием для этого является якобы несоответствие отрывка общему содержанию книги. Однако следует учесть, что, при всей строгости обличений пророков, они верили в грядущее Царство, в котором исполнятся обетования Господни. Поэтому серьезных причин отрицать подлинность заключительных стихов книги нет.

II. ОСИЯ — ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ

Осия[62] (евр. ХОШЕА, от корня и–ш–А — спасать) был последним великим пророком Северного Израильского царства, младшим современником Амоса. Из надписания книги (1.1) явствует, что он проповедовал во дни Иеровоама II и его ближайших преемников.

Жизнь Осии протекала на фоне бурных политических событий. Израиль подвергался сокрушительному натиску Ассирии, пытался вступить в союз с Египтом, раздирался внутренними междоусобицами. Несколько раз узурпаторы совершали перевороты, захватывая власть. Религиозная жизнь народа находилась в упадке: процветали идолопоклонство и суеверия. Отсутствие законности ввергло страну в анархию.

Биографических сведений о пророке Осии почти не сохранилось. Некоторые историки считают, что он был священником. Во всяком случае пророк хорошо знал жизнь духовенства. Он женился на женщине по имени Гомерь. По–видимому, под «блудницею» он разумеет ее, жену, неверную своему мужу. Пророк не предал ее суду по законам того времени, но ждал раскаяния грешницы. Эта жизненная драма Осии подсказала ему сюжет притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены.

Проповедь Осии характеризуется следующими чертами: а) любовь и брак символизируют отношения между Богом и Общиной. Языческие элементы культа и жестокость являются изменой Богу, глумлением над его любовью к людям; б) Бог не только Судия, но и Отец, исполненный милосердия (евр. хесед); в) обращение ко временам Моисея как идеалу в противовес тлетворному духу современного пророку общества. Таким образом, вводя тему милосердия, Осия дополняет Амоса, основой проповеди которого является Суд. Важно отметить, что Иисус Христос, обличая фарисеев, ссылается на слова пророка Осии (Мф 9.13; 12.7).

1. Смуты в Израильском царстве (746—737 гг.) (4 Цар 15.8–29)