How to Read the Bible

5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:

6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

8 ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;

9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.

Эта глава является прозаическим отрывком из летописи. Описываемые события относятся к войне 735—734 гг. Рецин, царь Сирии (Дамаска), и Факей, царь Израиля (Ефрема), заключили союз против Ассирии. Иудея отказалась войти в коалицию. Когда же иудейский царь умер и на престол вступил его сын, двадцатилетний Ахаз, сирийцы и ефремляне двинулись на Иерусалим. Они поставили себе целью свергнуть дом Давидов и передать власть своему ставленнику. Пророк Исайя видел в союзе против Ассирии проявление маловерия. Дело Аха–за он считал правым. 7.3. Исайя и сын его Шеар–ясув нашли царя, занятого осмотром оборонительных сооружений. 7.9. Если вы не верите… Более точный перевод: «Если вы не уверуете, то не устоите». 7.10–12. Пророк призывает Ахаза довериться помощи Божией. Пророк предлагает царю ждать знака от Бога, который укрепил бы его веру. Но у царя были свои планы. Он надеялся на помощь ассирийцев и отказался просить знамения (7.14–15). Первое мессианское пророчество Исайи (читается в церкви в навечерии Рождества и на вечерне праздника) имеет двоякий смысл: 1) исторический, буквальный: за тот срок, пока будет зачато, родится и придет в разум некое Дитя, враги Иерусалима будут повержены; 2) прообразовательный: связан с верой пророка в особое предназначение рода Давидова. Для него рождение Младенца есть знак неотменимости обетования. Дом Давидов устоит, и Бог посетит Свой народ (Еммануил значит «с нами Бог»). Многие толкователи считают, что Исайя имел в виду не простое рождение Младенца, но чудесное. Мф 1.22–23 прямо относит это пророчество к рождению Христа от Девы. В переводе LXX евр. слово алма (означающее и деву, и просто молодую женщину) передается словом партенос (дева). Однако мысль о рождении Мессии от Девы не вошла в сознание ветхозаветного человека. В народных представлениях о Мессии во времена Христа сверхъестественному рождению не было места[71].