Преподобный Зосима (Верховский)-Творения-Содержание-1. Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником

Если верховные апостолы, принявшие учение от Господа, поучают нас, что любовь выше всех даров: и горы преставлять, и мертвых воскрешать, и ангельскими языками возглашать, — без любви есть ничто. Ибо «многие» не имеющие любви скажут «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф.7, 22); но увы! услышат: «Я никогда не знал вас» (ст. 23; Лк. 13, 25, 27)! Потому что не вижу в вас Моего подобия — любви. Мои суть которые в любви пребывают, эти Мои и друзья и ученики, и где есть Я, там и они пребудут со Мною вечно, во царствии Отца Моего.

Если и на небесах ничего не находится превыше любви; ибо Любовь есть Сам Бог: то от этого должно вразумиться, сколь велика милость Божия к таким, которые удостоились дара любви, изливающегося от Самого Бога в сердца их Духом Святым, как сказано: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Не стяжать, или угасить чистосердечную о Боге любовь, тоже самое есть, как лишиться Бога, или удалиться от Него; потому что без любви, если изнуришься от поста и подвигов, если всякое злострадание претерпишь, даже и тело сожжешь, если всякие чудеса сотворишь, — ничто есть и никакой пользы.

Любовь, то есть Бог, все небесные силы, все ангельские и архангельские хоры объемлет, животворит, просвещает, освещает, содержит, питает, согревает, воспламеняет, услаждает, веселит. Вот в какое блаженство вводит любовь о Христе Иисусе! — Напротив этого, во ад, где нет любви, все злое и мучительное обретаются; и не имеющие любви должны естественно вселиться где нет любви, и сопребывать вечно с бесами, которые суть враги любви Божией.

Любовь святая объята страданием Христовым, обагрена Его кровью Божественною; ибо любви ради благоволил Христос Бог страдать и кровь Свою проливать, чтобы только нас привлечь в любовь к Себе и между собою. Этою любовью движимый Моисей просит изгладить его из книги жизни за Израиля. Этою любовью упоенный Павел вопиет «анафема» себе от Христа за спасение ближних. Презирающий, или не желающий, и не имеющий такой о Боге любви не повинен ли будет крови и тела Господня? ибо за любовь к роду человеческому Господь страдал, и любовь есть естество Божие, и чуждый любви — чужд и Бога.

И так блюдем себя осторожно от ожесточения и от всего такого, что приводит к разорению и охлаждению единодушия и дружелюбия о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О смиренномудрии

Не самое ли величайшее безумие возноситься помыслом, якобы что для Бога сделали, оставив мир и все что в мире и вступив в жизнь иноческую на ближайшее служение Господу, и тем яко бы одолжили Богу, принеся такую Богу жертву? Вот подумайте: если Господь сказал ученикам Своим: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15, 16). Они, то есть апостолы, имели сердца чистые, нелестные, как Сам Господь о них свидетельствует: «вы чисты» (Ин. 13, 10). И еще: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1, 47). И жизни они были трудолюбивой, смиренной, тихой, в скудости и простоте, не имея и ночного покоя; от труда рук своих питались, ибо были рыбаками. — Но и это все оставив и пренебрегши, самопроизвольно, неотлучно вместе с народом день и ночь ходили за Господом. И если таких достойных, так ко Господу любовью прилепившихся и уверовавших в Него, избрав, возбранил им Господь подкмать, что они сами пошли в след Его, говоря им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»: нас же не Христу, но мирскому прельщению более внемлющих, так от Христа Господа отчужденных и отдаленных, во всяких житейских сластях и грехах погрязших, покою и веселью и всяким пристрастиям только внемлющим: - таких, говорю, недостойных, не вслед за Христом ходящих, истиннее же сказать, от Христа бегущих, и подражающих миролюбцам за миром гонящихся, — таких нас избрал Господь и всемогущими судьбами Своими призвал в равноангельное служение Себе, говорю в иноческое житие. Можно ли помышлять, что мы пошли служить Богу? не более ли подобает с удивлением чувствовать такое величайшее Его к нам грешным милосердие, и от благодарности предаваться со смирением во всеусерднейшее служение и благоугождение Ему, за что Он же милосердный опять воздаст стократно в жизни этой, а в будущей жизнь вечную?

Об истинном наслаждении

Подумайте, из какого мы худого состояния и в какое высочайшее достоинство от Самого Бога призываемся! — Призываемся из тленного в нетленное; из смертного в бессмертное; из бесславного в пречудную и недоуменную славу и великолепие: из скорбной и многотрудной жизни в нескончаемую, вечно пребывающую радость, ни на мгновение ока не умаляющуюся, но присноцветущую с непостижимым услаждением, с вечным покоем и Божественным утешением! Переменившись из обветшалости в силу и молодость нестареемую, и приняв всех святых достоинство, честь и прославление, может быть благолепнее красоты ангельской удобрен и украшен будешь; ибо написано: Ангелы приникнути желают в славу святых. Растворится тебе свобода по всем небесам, с дерзновением приступишь к самому престолу Божию! Со всеми святыми будешь ликовать и красоваться и в раю Божием прохлаждаться. Не попустит тебе тамошнее неисповедимое блаженство твоему уму вспомнить землю, родившую тебя; потому что будешь от приснотекущей благодати Божия в непрестанном восторге, видя Самого Бога. Грехи твои к тому не помянутся, но как все праведные и преподобно пожившие сиять и блистать будешь; из грешника, преступника, ругателя, в Божие содружество вчинишься, и к тому уже пропастей адских и тартарской бездны и темниц и мук геенских не убоишься.

О пречудная любовь Божия, которая изливается на нас Спасителем нашим, Господом нашим Иисусом Христом!