Old Testament. Course of lectures. Part I.

«Довольно

[сего для меня]

, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру»

(Быт 45:27, 28).

И вот потянулся караван, приблизительно 70 человек, это был весь дом израильский: Иаков, его 10 сыновей с женами и детьми и ближними людьми, которые его окружали, я не имею в виду двух сыновей Иосифа, т. е. все те, кто соблюдет обряд обрезания Авраама, кто был принят в ветхозаветную общину, все пришли в Египет.

И когда увидел Иосиф отца своего, пал к нему на шею и долго плакал на шее его, и ободрившийся старец воскликнул:

«Умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив»

(Быт 46:30). Могущественный фараон удостаивает престарелого отца особой аудиенции, свидание было трогательно, просто и задушевно. Фараон спрашивает старца о его летах, и Иаков вкратце рассказывает свою долгую жизнь. В сравнении с жизнью предков, его жизнь была еще коротка, всего только 130 лет, а Авраам прожил 170 лет, Исаак — 180 лет, но слишком много горя, видимо, испытал этот человек, слишком много скорбей пришлось ему пережить, поэтому хотя лета его были гораздо меньше, он был уже очень дряхлым. Фараон был тронут этим свиданием и просил, чтобы Иаков благословил его.

У меня однажды был такой вопрос: кто благословил из ветхозаветных патриархов фараона? Никто не мог сказать. Запомните, что фараона благословляет Иаков. С фараоном общался Авраам, помните? Все они соприкасались с фараонами в той или иной степени, но никто не благословлял, кроме Иакова. Почему это благословение было, как вы думаете? Он принял народ, дал им землю, дал им возможность прожить страшные голодные годы, и это благословение дано ему как правителю народа.

Т. е. благословение Божие почивает на фараоне, даже если он не причастен тайнам спасительного Промысла об этом народе, но он был глава государства и просил благословить его. И, может быть, благодаря этому благословению жизнь в Египте была не совсем уж плохая. Вы знаете, что только последние годы стали притеснять израильтян, когда они очень размножились, когда об Иосифе забыли, т. к. фараоны сменились — пришли другие династии.

А в то время им жилось неплохо. Их не делали рабами, не поставили строить пирамиды, как это было потом. Они занимались тем, что пасли скот. И народ разрастался, и мы знаем, что почти двух миллионов достиг перед выходом из Египта.

Израильтяне поселились в округе Гесем, в котором были большие и плодородные пастбища, там они могли жить вдали от египтян и не забывать свои обычаи и то, к чему призывает их Господь. Так исполняется предсказание Божие Аврааму: потомки его будут пришельцами в чужой земле, что было подтверждено и Иакову на пути в Египет.

Заканчиваются годы жизни патриарха Иакова. Последние годы, надо надеяться, прошли в довольстве и мире, благополучии, под наблюдением его сына. В Египте он {62} прожил еще 17 лет и видел утешение в том, говорит нам Библия, что род его весьма умножился за эти 17 лет. И вот чувствуя приближение своей смерти, он призвал к себе Иосифа и в знак веры своей, обетования своего, велел похоронить себя вместе с отцами своими Авраамом, Исааком и при этом подарил ему землю, приобретенную им в собственность близ Сихема. Затем он усыновил себе двух сыновей Иосифа. У Иосифа были Ефрем и Манассия и старший был Манассия, а младший — Ефрем. Благословляя он положил руки крестообразно на них, и получилось так, что правая рука, которая должна была лечь на старшего — легла на младшего, а левая — на старшего, и хотя его поправляли, но он сказал, как есть, так и есть. И не случайно, потому что и в этом отношении есть Промысел Божий.

После этого он собирает всех сыновей своих и каждому из них дает особое благословение. Вот благословение он Иосифу: