Old Testament. Course of lectures. Part I.

(Исх 3:2–6).

Прежде всего мудростью и страхом Божиим обладал боговидец Моисей, и поэтому призрел на него Господь. Он имел высочайшее образование, мог сделать себе карьеру, но ради служения истине, идеалу, он всем пожертвовал и при этом сохранил страх Божий и любовь. И Господь, обращаясь к нему, сказал:

«Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его… и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей

[и ввести его]

в землю хорошую… Хананеев, Хеттеев, Амореев, … Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня… Я пошлю тебя к фараону

[царю Египетскому]

; и выведи из Египта народ Мой… Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя»

(Исх 3:7–12). Это знамение — принесение после выхода из Египта жертвы на той горе, где было богоявление, на Хориве. Хорив это древняя гора, которая была в почитании с давних пор. И, видимо, в те времена там приносили различные жертвы, и это место было издревле почитаемо. И именно на Хориве и было богоявление Моисею.

Все время, которое Моисей провел у своего тестя Иофора, было периодом предуготовления. Он попадает в чуждую среду. Перед ним пустыня, Синайские горы, голубое небо, и у него было много раздумий, внутренних переживаний, созерцаний, которые предуготовили его к богооткровению.

Когда мы говорим об откровении слова в Израиле, мы имеем две стороны, одинаково существенные. Одна из них представлена откровениями относящегося к народу промыслительного замысла, обетованиями которыми творится его история и содержание которого заключается в понятии завета. Другая сторона — это откровение Самого Бога, Его Личности, Его Имени. Первое откровение связано с именем Авраама. Та роль, которую Моисей играл в народе Божием, та его миссия, которую он возглавил, связана именно с моментом откровения ему Имени Божия. В Моисее даже вдохновенный законодатель отступает на второй план перед пророком. Именно как пророку ему было открыто Имя Божие. Без этого невозможно {68} понять его как законодателя. Без сомнения — Моисей это тот, кто был на Синае и Хориве. Это место, где потом были даны скрижали закона. Это то место, где Яхве открылся в пылающей купине. И когда Моисей на горе слышит голос из среды куста, то он говорит: