Old Testament. Course of lectures. Part I.

, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева…»

Здесь сопоставляются два события, одно из которых будет позже на Иордане.

То есть землетрясение было тоже своего рода знамением Божьим. У Лопухина на основании этого есть целая страница поэтического описания того, каким могло быть это землетрясение. Это, конечно, тоже излишний психологизм, но интересно.

Пятый момент: колеса оказались связанными, а по другому тексту, Господь отнял колеса у колесниц, так что они влекли их с трудом вместо того, чтобы бросить.

Вот пять моментов, которые показывали, что Господь «поборает» за Израиля, но египтяне не остановились, хотя у них было много возможностей для того, чтобы осознать опасность и остановиться.

7. Какая разница между Меррой и Меривой?

В конце главы 15 мы находим слова о Мерре. После перехода через Чермное море израильтяне двигались в пустыню Сур. Важно различать пустыню Сур и пустыню Син и знать, какие события с ними связаны.

Итак, в Мерре были горькие воды, и народ возроптал, как обычно, и Моисей взмолился {73} Богу. Господь указал ему на древо, которое он бросил в воду, и вода стала сладкой. «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов», — пишет преп. Ефрем Сирин. И дальше важная строчка: «Бог постановил законы, чтобы как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободой». Мы знаем, что закон был дан на Синае, но вот свидетельство Библии о том, что уже здесь Моисей начинает говорить о законе. После того как совершено чудо и люди увидели его, они готовы верить, Моисей начинает говорить о тех законах, которые должны войти в их сердце. Это как бы подготовка к тому, что будет на Синае.

Еще одно толкование (Толковая Библия) — событие в Мерре служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действительности употребленного Моисеем чрезвычайного средства. Не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: что нам пить? Только что вода была горькая, но Моисей бросил древо и сказал: пейте! — и послушались. Стали пить — вода сладкая. Нравственный урок: так точно для обратившегося ко Христу вера в Него, Распятого на Кресте, прообразуемом древом Мерры, служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, — говорит Григорий Нисский, — конечно, будешь разуметь Крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемся надеждою будущего».