Old Testament. Course of lectures. Part I.

«Мерива» значит «укорение». Но рассматривать Мериву надо вместе с Массой: искушение и укорение. Так назван источник — Масса и Мерива —, который потек из скалы в Хориве в пустыне Син. После стоянки в Рефидиме Моисей повел народ к Хориву, потому что люди опять роптали, что им не хватает воды. Помолившись Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее истекла вода. То есть народ в очередной раз искушал и укорял Моисея, потому и источник назван Масса и Мерива (Исх 17:1–7).

8. Следующий вопрос — о происхождении манны. Это вопрос не прямо по Библии, он связан с научными изысканиями. Ученые очень часто стремятся найти естественное объяснение тем чудесным событиям, которые мы встречаем в Библии. Например: в природе найдены кустарники, листья которых содержат эфирные масла, под воздействием жаркого солнца масла вспыхивают и сгорают — куст остаётся цел; этим явлением объясняется естественное происхождение видения Моисея. Подобный случай с манной — есть тамариксовая манна, — смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна ночью затвердевает и выпадает на землю в виде белоснежных зернышек, причем бывает это три месяца в году — летом: в июне, июле и августе. А днем она от жары тает и стекает по стволу. Бедуины, которые собирают эту манну, стараются собрать ее именно твердой, а потом перерабатывают ее, и получается сладкое вещество типа меда, которое они намазывают на лепешки. На вкус эти зернышки сладкие. Опять естественное объяснение, в котором нет места Божественному. И там была эта манна, и евреи ее собирали, точно так же их перемалывали и пекли лепешки. Что здесь особенного? Поэтому мы должны знать, какие доказательства в Библии указывают на Божественное происхождение манны.

Во-первых, Божественная манна портится, если ее собирают в количествах, превышающих потребность. Помните: она вскипела червями, когда люди собрали лишнюю манну. Бывали ситуации, когда люди по немощи своей, не понимая, что это такое, собирали меньше или больше манны. В этих случаях Господь так управлял, что у них было ровно столько, сколько надо: и у того, кто собрал больше, излишков не собиралось, и тому, кто собрал меньше, тоже хватало. А если нарочно собирали побольше, то она вскипала червями.

Во-вторых, она выделялась в течение всего года, а не только три месяца. 40 лет евреи ели манну в пустыне.

В-третьих, был момент, который никак не объяснишь «природными условиями»: в пятницу манна выпадала в двойном количестве, а в субботу не выпадала совсем. И еще: когда ее собрали и сложили в стамну рядом с ковчегом (позднее об этом будет речь), то она не портилась. Это было тогда, когда израильтяне ели уже другую пищу, а манну хотели сохранить на память. И Господь дал ей сохраниться независимо ни от чего.

9. Чем еще, кроме манны, питались израильтяне? Перепела, продукты животноводства (у них был с собой скот). Кроме того — во Второзак. 2:6 говорится о предстоящей покупке пищи у едомитян, когда израильтяне будут проходить вдоль границ страны этих потомков Исава. Они еще ходят в пустыне, хотя приближаются к тому, чтобы войти в Землю Обетованную. Манна уже так надоела им, что Моисей дает указание о покупке пищи у едомитян. Но рассказ об этом — во Второзаконии.

Есть еще указание на то, что Иисус Навин (1:11) распоряжается о заготовке еды в дорогу. Но это свидетельство о том, что манна вскоре прекратится — перед непосредственным вхождением в Землю Обетованную. А в остальное время была только манна.

10. В какой пустыне плакала Агарь?

В пустыне Сур (Быт 16:7). Там же говорится об источнике, который она назвала «Ты Бог, видящий меня». Встреча с Богом у нее была в той же пустыне, где Бог вел Моисея, где с Богом встретился весь народ.

{74}