Old Testament. Course of lectures. Part I.
, — говорит Христос Спаситель фарисеям спустя более тысячи лет (Мк. 12:31). Говоря об этих заповедях, Господь указал две опоры жизни, они обнимают всю жизнь в целом. Одна из них дает теоретическое, метафизическое основание жизни, другая указывает на практическое жизненное приложение первого основания. А обе в целом, «как два якоря или два столпа жизни, крепят ее на незыблемом фундаменте, поднимают ее от ничтожества земной пыли до захватывающей высоты неба и дают ей исчерпывающие возможности для полноты ее завершения и вечности», — говорит епископ Евгений Шлиссельбургский.
Обоснованием жизни метафизическим является утверждение, что Господь наш — Господь един есть. Действительно, Бог есть Источник жизни, вся жизнь от Него, и мы должны любить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением. А любовь к человеку символ любви к Богу.
«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас»
(1 Ин 4:12). И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и ближнего Бога своего. В этих заповедях вся суть ветхозаветной нравственности, в них — сердце закона Божия. Их суть в том, что человек служит Господу, делая добро другим людям. Именно через соблюдение этого основного нравственного принципа будет достигнута цель, которую Бог ставит перед людьми: стать
«царством священников и народом святым»
(Исх 19:6). Величайшая заслуга пророка Моисея перед всем миром заключается в том, что он осмелился провозгласить утраченный закон, открыть забытые пути к Богу, не устрашась непонимания и противодействия. Слова Синая обращены ко всему миру. Мы видим, что основной целью Синайского закона является нравственное восстановление человека. Однако скрижали, даны людям по грубости их сердец в форме категорического повеления: поступить во всем согласно воле Божией, иначе за преслушание ждет наказание или смерть. Это определенно высказывается в словах Второзакония, в котором Израилю говорится:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло»
(Втор 30:15).
Жизнь и добро предполагает соблюдение заповедей Божиих, а смерть и зло — всеобщую погибель от непокорности Богу и отступления от Него. Отсюда ясно вытекает ветхозаветная трактовка добра и зла, общая ориентация, где добро и зло. Само делание добра и само добро определяются отрицательно, от противного: не делай греха, не иди путем зла.
Четвертая заповедь — «храни покой в день субботний». Пятая заповедь — любовь {81} к родителям. Ввиду того, что человеку ветхому принцип христианской любви еще не был известен, то нравственные обязанности по отношению к ближним выражены в отрицательной форме в отношении греха. Из десяти заповедей Моисея, семь были запретительные. Они предохраняли от самых страшных преступлений: убийства, блуда, прелюбодеяния, кражи, лжи. Жизнь человека в то время, да и сейчас, к сожалению, она не очень ценилась и ценится. Однако заповедь гласила: не убивай. Человек сотворен по образу Божию, и жизнь должна быть священна. Древний мир утопал в похотях, вся жизнь его отравлялась ядом животного сладострастия, теперь голос Синая говорил: не прелюбодействуй, сохраняй чистоту твоей жизни. Собственность была провозглашена священной, а воровство заклеймено, как тяжкое преступление: не укради.
Ложь, лжесвидетельство не должны иметь места среди народа Божия — не лжесвидетельствуй. Запрещая злые пожелания, т. е. зависть, десятая заповедь достигает самого идеала нравственности. Она ценит внутреннее расположение, ибо Бог, проникает в самую глубину человека, в его сердце; желает не только правости действия, но и чистоты самих намерений. Итак, в десятословии заключена вся основа ветхозаветного нравственного учения. Весь закон и пророки основаны на этих десяти заповедях. «Взятое целиком, — говорит Лопухин, — Синайское законодательство по своим началам является необычайным и чудесным в истории человека. Оно не только устанавливает истину Богопочитания, но взаимные отношения между людьми ставит на совершенно новых началах. До этого момента в мире существовали лишь такие законы, в которых притеснитель налагал иго на притесненного, сильный и богатый угнетал слабого и бедного, теперь впервые были провозглашены законы общественного равенства. Бог Израиля Иегова освободил всех израильтян от рабства Египетского, всех сделал свободными, поэтому среди них все должны быть равными между собой».
Чтобы этот основной закон жизни не изгладился из памяти народа, Моисей повелел сделать Ковчег Завета, где должны были храниться каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Господу угодно было положить их здесь, чтобы постоянно напоминать Израилю о верности Закону. Был дан и ряд других законов на горе Синай, это законы о собственности, законы о жертвеннике, законы о рабах. Если купишь раба еврея, пусть он работает тебе шесть лет, а седьмой пусть выйдет на волю даром. Это было новое правило, никому незнакомое т. к., раб был на всю жизнь рабом.