Old Testament. Course of lectures. Part I.
«Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым через Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона»
(Чис. 36:13). Такими словами заканчивается четвертая книга Моисея — книга Числа.
Пятая книга Моисеева. ВТОРОЗАКОНИЕ
Это последняя книга его Пятикнижия, Торы. Книга называется в еврейской Библии своим начальными словами «Еллегаддебарим», что означает «Сии суть слова», которые говорил Моисей израильтянам. В греческом переводе «Deuteronomium», что означает «Второй закон», или «Второзаконие», т. к. повторяет события и законы, о которых уже было сказано в книгах Исход, Левит и Числа. Эта книга отличается от остальных книг Моисея тем, что содержит главным образом речи Моисея, последние его увещевания и наставления. На всей книге лежит особая печать торжественности. Моисей или человек, который писал эту книгу под диктовку Моисея или после него, обращается к своему народу, как отец обращается к детям, когда умирает: печально, торжественно, величественно. Прежде чем навсегда уйти из этого мира, он хочет напомнить им о том, что было в законе и что Господь говорит им.
Период времени, который охватывает эта книга: с 11-го месяца 40-го года странствования в пустыне по 30-й день траура по Моисею в 12-м месяце 40-го года. Т. е. она охватывает два последние месяца странствования по пустыне.
В отношении авторства книги Второзакония существует несколько мнений. Первое: составитель книги жил после Моисея. Одушевленный благим намерением, он поставил себе задачей сделать доступным народу закон Господень, который был до тех пор известен только священникам, левитам и небольшому числу людей. Он поставил задачу донести до народа суть законов Моисея. Возможно, что писал эту книгу один из тех, кто был рядом с Моисеем, в частности Иисус Навин. Однако мы видим, что Второзаконие — это собрание цитат из пророческих речей. Достаточно прочесть то известное место (Втор 34:10), где сказано:
«Не было у Израиля пророка такого, как Моисей, которого знал Господь лицем к лицу»
Мы вполне можем допустить, что книга написана или продиктована Моисеем, а последнюю главу мы можем рассматривать как дополнение, написанное, вероятно, Иисусом Навином. Однако в самой книге Моисей упоминается как пишущий закон и псалмопевец (Втор 31:9, 21–24). А знаменитый Иосиф Флавий говорит о том, что Моисей описал свою смерть, прежде чем взошел на гору Нево, где умер. С точки зрения духовной жизни нет ничего особенного и необычного в том, что Господь открывает своему избраннику и пророку место и дату его смерти и то, что будет после его смерти. Мы знаем из житий святых, что Господь часто открывает это святым — например, Илье-пророку было открыто, что Господь возьмет его живым на небо.
Подлинность книги подтверждается многочисленными цитатами и в Ветхом, и в Новом Завете. Подсчитано, что в Новом Завете книга цитируется более 90 раз. Книга по содержанию делится на несколько частей. Первая — это вступительная речь Моисея (с 1 по 4 главы). Включает в себя обзор истории Израиля.
«И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог отцов ваших, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог ваш, да умножит вас в тысячу крат против того,