Old Testament. Course of lectures. Part I.

{98}

владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым»

(Втор 32:41–52).

Господь говорит, что за грех, который совершил Моисей, в эту землю он не войдет, а только увидит ее. Затем Моисей, человек Божий, благословляет сынов Израилевых и каждому колену дает свои благословения. Говорит он, обращаясь к Рувиму:

«Да живет Рувим и да не умирает, и

[Симеон]

да не будет малочислен! Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его»

. (Втор 33:6–7). Здесь опять предсказание, что из колена Иудина произойдет Спаситель мира.

Глава 34, последняя, рисует нам смерть Моисея.

«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась»

(Втор 34:1–7).

Это говорит о том, что Господь просто поставил пределы его жизни, потому что у каждого человека есть предел жизни. Второзаконие заканчивается словами, которые написал Иисус, сын Навинов.

«Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля»

(Втор 34:9–12).