Old Testament. Course of lectures. Part I.

Такими словами заканчивается книга Второзаконие. Теперь несколько слов о тех местах Второзакония, которые нужно знать. Глава 18, стихи 1–8: «жребий левитов». Моисей исчисляет средства, которые необходимы для содержания левитов, и побуждает народ Божий к усердию, чтобы они помогали левитам безбедно существовать, не занимаясь трудом обыкновенного человека. Моисей указывает на богоизбранность колена Левиина. В этой главе стихи 15–19 являются мессианскими, говорят о грядущем Христе Спасителе.

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, — так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили

[тебе]

; Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»

(Втор 18:15–19).

Под Пророком понимается Сын Божий, который возвестил людям всю полноту истины и волю Отца Небесного. Христа называют Пророком также и новозаветные писатели, например, апостол Петр в Деяниях. Название принадлежит Христу в буквальном смысле, ибо он предсказывает о воскресении, о смерти, о судьбе Своих последователей и всего рода человеческого. Христа именуют Пророком по образу Его служения. Христос уподобляется Моисею потому, что как Моисей был посредником между Богом и людьми как вождь народа израильского, так и Мессия Иисус Христос есть Один Ходатай пред Богом и Законодатель Нового Завета (1 Тим 2:5). Как Моисей избавил народ Израильский от рабства египетского, так Христос избавляет людей от рабства диавольского и делает их благодатными сынами Отца Небесного.

В главе 20 Моисей говорит о воинской повинности. Фактически Израильтяне — один из тех народов, кто ввел общую воинскую повинность. Почти все колена Израилевы должны были доставлять воинов, чтобы они защищали народ Израильский от врагов. Вот правила для воинов:

«когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник и говорит народу…: слушай Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь, не ужасайтесь их, ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас, с врагами вашими [и] спасти вас.

Надзиратели же пусть объявят народу говоря: кто построил новый дом и не обновил

{99}

его, тот пусть идет и возвратится в свой дом, дабы не умер на сражении… Кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы… другой не взял ее… кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце»