Old Testament. Course of lectures. Part I.
Первый раздел — это приготовление к завоеванию, главы 1–5. Сюда входят приготовление к походу, разведка в Иерихон, история с Раав-блудницей, переход через Иордан, обрезание, праздник Пасхи и введение.
Второй раздел книги включает главы 6–12 и заключает в себе падение Иерихона, первые препятствия, взятие города Гая, подчинение юга, севера, победы над царями. Последняя часть — раздел и организация земли, главы 13–24. Раздел восточных Иорданских земель, раздел западных Иорданских земель, возведение городов-убежищ и городов левитов, возвращение восточно-иорданских колен. Последнее — это прощальные речи Иисуса Навина и его смерть. Ключевое слово этой книги — завоевание и войны. Это самая кровавая книга Ветхого Завета. Земли без боя не отдавались.
Символика книги Иисуса Навина.
Первый символ — переход через Иордан Зачем необходимо было переходить через Иордан? Ведь можно было войти в Землю обетованную совсем с другой стороны, с юга через Кадес-Варни, а не через моавитские степи. Если бы Израиль был неверующий, странствовал бы не по воле Божией, то переходить через Иордан было бы не нужно. Но, по замыслу Господню, {6} переходы через Чермное море и через Иордан означают для Израиля одну и ту же духовную истину — конец его странствований в пустыне. С этого дня слабый, непослушный, неверующий народ стал достаточно сильным, чтобы побороть врагов своих и Божиих.
Для каждого из нас тоже есть свой Иордан, который мы должны перейти, чтобы стать истинными христианами, чтобы оставить за Иорданом то, что нам мешает в нашей жизни. Переход через Иордан означает смерть для греха.
Второй символ — жизнь в земле обетованной. Это притча о жизни в изобилии во Христе. Эта жизнь принимается по вере. Вся земля отдана Господом Израилю даром, но каждое колено должно было овладеть своим уделом. Израиль вступает в эту землю, он хочет ею обладать, но нужно приложить усилия, чтобы достигнуть того, что Господь ему дает. Взятие Иерихона подчеркивает постоянную победу над грехом, ежедневную борьбу с грехом. Жизнь в земле обетованной, которая не терпит никакого греха.
Третье — жизнь не может пройти без искушений (Ахан и его нечестие). Жизнь постоянно развивается, но мы никогда не можем получить все богатство Христово, всегда к чему-то стремимся.
Иисус Навин — это прежде всего типологический образ. По некоторым данным, Иисус Навин — прообраз Христа. Само слово