Old Testament. Course of lectures. Part I.
Какие черты характера мы видим в Иисусе Навине? Это прежде всего воин, борец, который проявил себя еще при Моисее. Нам открывается борьба (Исх 17), молитва, разочарование (Исх), служение, смирение, вера, послушание, ответственность (Исх, Чис). Основное дело Иисуса Навина в его служении Господу — возглавление и наставление народа, завет, который он заключает между народом и Господом.
Иисус Навин предусмотрителен, как любой военачальник, он посылает двух разведчиков, соглядатаев; одно из его качеств — осторожность. Он переходит через Иордан, проявляя мужество веры. Иисус Навин совершает обрезание (Нав 5), которое на протяжении многих лет оно не совершалось; это — символ очищения. Взятие Иерихона показывает его доверие к Богу. То, что было с Аханом — это суд над нечестием. Союз с гаваонитянами — это воинская хитрость. Подчинение страны, победа, раздел земли — это мудрость в распоряжении наследием. Такие качества присущи Иисусу Навину.
В этой книге нам также нужно знать образ блудницы Раав, которая вошла в родословие Христа Спасителя, потому что имела веру, которая вменилась ей в праведность. Приходят два соглядатая, они настоящие разведчики того времени, и она укрыла их. Именно блудницы жили на выходе из города, в стенах, где были путники и приезжие. Заслуга ее в том, что она явила веру и спасла тех людей, которых вполне могла предать. За это Господь сохранил ее и ее род, который затем вошел в состав Израиля, хотя она и не была израильтянкой. Это говорит о том, что Господь включает по своему милосердию в избранный народ и другие народы, которые идут к этому с верой и открытым сердцем.
Глава 5 говорит о том, как Иисус Навин острыми каменными ножами совершил обрезание сынов Израилевых на холме Обрезания. Весь народ мужского пола, вышедший из Египта, способный к войне, умер на пути по исшествии из Египта. Весь вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне, не был обрезан. После того, как народ вышел из Египта, этот обычай не совершался. Причин было множество: во-первых — походные условия, невозможность соблюдать гигиену, постоянная опасность набегов кочевых племен, различные опасности пустынной жизни. Люди, подверженные недомоганиям в период обрезания, были потенциальными смертниками, их могли убить. Чтобы сохранить народ ради будущего, люди были обрезаны при Иисусе Навине.
После этого события на другой день они справили праздник Пасхи и стали есть произведенные землей сей опресноки и сушеный изюм. А манна перестала падать на другой день, после того, как они стали есть произведения земли.
«И не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской»
(Нав 5:12).
«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он же сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал ему: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь свято. Иисус так и сделал»