Old Testament. Course of lectures. Part I.

«И остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим»

. Однако, если солнце стояло над Гаваоном, значит оно было на востоке и только поднималось по небосклону и должно было палить склоны Вефрона. Зачем же ранним утром Иисусу понадобилось его останавливать, ведь день только начинался?

Обыкновенно говорят, что Иисус чувствуя, что ему не достает времени, чтобы ему одержать решительную победу, просит, чтобы солнце остановилось. Он желает продлить день и такое желание было бы понятно, если бы день клонился к вечеру. Однако, когда он говорит такое повеление, было еще утро. И все отмечают, что слова Иисуса Навина симметричны по отношению к тому, что следует за ними. А именно, повинуясь обычному закону — параллелизму, имеется точное указание на источник, которое написано в книге Праведного. Это не то, что говорит сам автор, а он берет это из книги Праведного. Значит отрывок, который мы рассматриваем, не является продолжением повествования о битве, но представляет собой комментарий к поэтическому отрывку, относящемуся к этой битве. Т. е. была написана книга Праведного, который потом говорит об этой битве, и автор этого текста берет этот поразивший его отрывок, который в поэтических словах описывает битву. Это — одно из возможных толкований этого отрывка. Но нет ничего невозможного для Создавшего небо и землю и законы Вселенной побеждаются днесь… Так что для христианина это — не проблема. Если мы возьмем эти ссылки и увидим, что эпизод с солнцем заканчивается на том, что Иисус вернулся в стан и продолжал преследовать своих врагов. О сражении сказано дважды: один раз в прозе, когда речь идет о граде; а другой раз в стихах, когда говорится о солнце.

Глаголы, которые употребляются для обозначения остановки солнца и луны звучит по-еврейски «даман», что в переводе означает «молчать, покоиться» и еще слово «амат», в переводе — «остановиться, задержаться». Они указывают на прекращение деятельности. В нашем случае не только его не было, но также источника света, т. е. не было в тот момент света, солнце «молчало, покоилось», а когда покоится, оно в этот момент не светит.

В самом деле, в Вавилоне глагол «покоиться» по отношению к луне означает «затмение». И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума:

{11}

«О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего»

(Авв 3:10).