Old Testament. Course of lectures. Part I.

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что

«в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то , что ему казалось справедливым»

(Суд 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим:

«И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю»

. То есть сменилось поколение, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины.

Тогда стали сыны Израилевы служить Ваалу и Астартам, оставили Господа, Бога своего, который вывел их из земли Египетской. И сказано:

«И воспылал гнев Господень на Израиля и предал их в руки грабителей, и грабили их»

. Даже не враги, а просто грабители (Суд 2:13–14).

Перед нами проходит ряд судей Израилевых, о которых можно сказать, что это были люди во многом подобные обществу, в котором они жили. В это время в среде Израиля жили люди, пришедшие с ними из пустыни.

«И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа»

(Суд 1:16).

То есть сыны Иофора пошли вместе с ними, значит такие примеры уже были. Вместе с Израилем в Палестину пришли другие народности, которые перенимали культуру тех народов, которые окружали их, легче, чем Израиль. Израиль сопротивлялся, а у них не было такой силы сопротивления. Но и через них тем не менее Господь влиял на Израиль и вразумлял его.

Первый судья — Гофониил.

«На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля»

. При нем земля покоилась 40 лет, он помог Израилю в борьбе с царем Месопотамским.

Второй судья — Аод. Это тот судья, который употребил хитрость и коварство по отношению к своему противнику — Еглону, царю Моавитскому.

«И сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь»

. Когда Еглон встал, Аод простер руку свою, взял меч с правого бедра и вонзил его в чрево, т. е. ни слова не говоря, коварно убил этого царя. Он не вызвал его на единоборство, а коварно пришел и исподтишка ударил, даже оставил в нем меч свой и ушел. Это присутствует на страницах Библии и говорит о том, что израильтяне пользовались всеми возможными способами, чтобы освободиться и нанести урон своим противникам. Но, однако, после этого события земля покоилась 80 лет.