Old Testament. Course of lectures. Part I.

, т. е. «праздные люди» собирались и выходили грабить на дороге. Через некоторое время Аммонитяне пришли войною на Израиля. Зная, что Иеффай — человек воинственный, старейшины вызвали его и попросили вступиться за жителей Галаадских.

Однако он вспомнил то зло, которое они сделали ему когда-то. После усиленной просьбы к Иеффаю старейшины сказали:

«Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!»

, т. е. они оставят его начальником, если он захочет.

«И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?»

(Суд 11:12).

Однако переговоры ни к чему не привели и царь Аммонитский не послушался послов Иеффая. И сказано далее:

«Был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую»

и дал обет Господу: «Если ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд 11:31).

И предал Господь Аммонитян в руки Иеффая, и первой после победы встречает его дочь, вышедшая навстречу отцу. И он говорит: «Дочь моя! ты сразила меня». Действительно, возвращаясь с победой и зная о том, что он должен отдать Богу во всесожжение первое, что ему встретится живое, он видит дочь.

Далее Библия повествует нам, что Иеффай сказал, что он не может нарушить данное Господу слово и дочь на это ему сказала:

«Отец мой! ты отверз свои уста перед Господом и делай со мной то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил через тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам»

. Вот пример дочери разбойника, которая жертвовала своей жизнью, чтобы отец не был перед Богом обвинен в своем пустословии, лицемерии и неисполнении обетов.

«И сказала отцу своему : сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду,

{16}

взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году»

(Суд 11:37–40).

Мнение святых отцов на этот счет такие. Он совершил обет свой над нею, который дал. Так как в дальнейшем сказано, что дочь Иеффая оплакивали ежегодно четыре дня, то есть мнение, которого придерживаются некоторые толкователи, что Иеффай совершил над ней именно всесожжение. Она была заклана и сожжена на жертвеннике, как он и обещал. Однако, к этому существует следующее возражение. Во-первых, в Израиле категорически были запрещены всякие жертвы человеческие. Моисей запретил, т. е. в любом случае: «все первенцы — Мои». Однако, первенцев никто не убивал, убивали другие народности, а израильтяне отдавая первенцев Богу, вместо них приносили жертвы, которые закалывали и приносили во всесожжение.