Old Testament. Course of lectures. Part I.

О том, что Самуил писал эти книги, а также пророки Нафан и Гад, мы узнаем из книги 1 Паралипоменон, которая как бы продолжает описывать эту эпоху. В то время также были писцы и секретари. Возможно, что пророки Нафан, Гад, Иеремия или Ездра продолжили то, что наметил в свое время Самуил.

Подлинность книг подтверждается рядом цитат, которые приводятся в Евангелии от Матфея, в Деяниях, Послании к Евреям и других новозаветных книгах.

{23}

Главная тема книг Царств — верность Богу и наказание за отступление от этой веры. Обетование в верности остается нерушимым, несмотря на неверность духовных и политических вождей Израиля. В силу верности Своему обету Господь заменяет первосвященника Илия и царя Саула верным Ему священником Самуилом и царем Давидом.

Первая Книга Царств

1 Цар состоит из следующих разделов:

1) история юности Самуила, гибель дома Илии, история Ковчега и судоуправление Самуила (гл. 1–7);

2) эту часть мы называем общим словом «Саул» (главы 8–15);

3) «Давид» (главы 16–31). Заканчивается этот раздел поражением и смертью Саула. Давид только вступает на политическую сцену, а главные действующие лица — Самуил и Саул.

Неизвестно, как бы стала развиваться духовная история Израиля, если бы не новое потрясение, которое всколыхнуло все колена израильские: появились претенденты на израильские земли — филистимляне. При Самсоне они терпели поражение, а примерно около 1080 г. начали решительное наступление на восток, тесня как израильские, так и хананейские племена.

Противостоять филистимлянам в Израиле было практически некому. Потомки Гедеона истребили друг друга в междоусобицах. Израильтяне предпринимают отчаянную попытку сохранить свою независимость и обращаются за помощью к хранителям Ковчега — левитам. До сих пор спорен вопрос о том, были ли все левиты потомками Левия или они принадлежали к разным коленам. Однако сам Илий и его сыновья были потомками Левия. Его сыновья Офни и Финеес носили имена типично египетские, а не израильские. Прославил это семейство священник Илий, который хранил Ковчег завета.

В критический момент левиты, желая вдохновить израильское войско, несут Ковчег завета перед собой, чтобы тем самым показать, что Бог с ними. Но первая же встреча с войсками филистимлян оказывается роковой — Ковчег становится их добычей. Филистимляне ликуют, думая, что пленили самого Бога евреев.

Престарелый Илий, в тревоге ожидавший известий с поля боя, был потрясен сообщением, которое принес ему воин, и скоропостижно умер. С этого времени господство филистимлян становится прочным и окончательным. По городам расставлены их гарнизоны, повсюду хозяйничают сборщики дани. Переживающий глубокий духовный кризис Израиль оказывается лишенным и политической независимости.