Old Testament. Course of lectures. Part I.

Мы не знаем, сколько продолжалось господство филистимлян. Библия говорит нам о том, что во главе духовной жизни Израиля встал великий судья и пророк Божий Самуил. Именно он явился основателем так называемой школы пророков. Впервые мы видим на религиозном фоне израильской жизни так называемых сынов пророческих (слово «наби» означает «вестник воли Божией»). Но если раньше ясновидцы и прорицатели выступали как одинокие посланники неба, то теперь они собираются в группы для Богослужения и изучения Писания, призывая народ к верности Богу Отцу.

Перед нами образ руководителя этой общины — пророка Божия Самуила. Он родился от женщины по имени Анна. Ее мужа звали Елкана. Это были благочестивые люди, приносившие жертву Богу. Анна была неплодна и очень огорчалась. Историю с Анной вы помните: она плакала и молилась беззвучно, а Илий думал, что она пьяна. Выслушав ее, он обещал, что Господь исполнит ее прошение. Перед нами образец чистой, доброй молитвы. Через некоторое время Анна зачала и родила сына, которому дала имя Самуила что значит «испрошенный от Бога Саваофа»). По обету она посвятила этого младенца на служение Господу:

«О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу»

. Анна пришла в Силом и оставила Самуила там при Ковчеге. Почитайте знаменитую песнь Анны (1 Цар 2:1–10):

«Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем»

 — явная параллель с песнью Богородицы «Величит душа моя Господа…»

Отрок Самуил живет в Силоме, вокруг него течет жизнь других людей — священников, потомков Илия, занимающихся очень неприглядными вещами. Грех этих молодых людей перед Господом был так велик, что они отвращали от жертвоприношений Господу.

«Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими в Силом»

. Иными словами, обворовывали людей, а также совершали другие безнравственные поступки — например, вступали в интимные отношения с женщинами, приходившими для принесения жертвы.

«И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли — я дому отца твоего, когда еще были они

{24}