Old Testament. Course of lectures. Part I.

{44}

жертвы на жертвеннике, которые построил Господу, и курения он совершал пред Господом»

, когда закончил он строение дома. Когда храм был окончен, то благодать сошла на него и мрак покрыл храм.

Посещение царицы Савской. Тут важно, что это персонаж исторический (Савская страна находилась на территории нынешнего Йемена) и на нее ссылается сам Иисус Христос — царица Южная пришла смотреть мудрость Соломона. Она была поражена его мудростью и привезла ему подарки из того, что давала ее земля.

Заканчивается царство Соломона отторжением от него части Израильских колен. После этого события, когда прозвучал клич: «По шатрам, Израиль!» В Сихеме появляется Иеровоам, который спешно прибывает из Египта. Северные колена единодушно провозглашают его царем. Представитель Ровоама, который был послан к северянам, был встречен градом камней. Ровоам едва успел бежать из Сихема и запереться в Иерусалиме. Единству Израильского царства был положен конец. Это произошло в 922 году до Р. Х. — разделение Израиля на Северное и Южное царства. Область, которой управляли потомки Давида, сузилась до размера колена Иудейского и еще части колена Вениаминова. Там было два с половиной колена.

В политическом отношении раскол для Израиля был губительным. С этого момента начинается цепь братоубийственных гражданских войн. Палестина вновь становится добычей окружающих племен. Не упускает случая вмешаться египетский фараон, он вторгается в Палестину с юга и требует богатый выкуп с палестинского царя. Победным маршем он проходит по землям своего недавнего союзника. Победные надписи, которые он устанавливает после похода в Фивах, перечисляют многие десятки захваченных им еврейских городов. Его триумфальная плита поставлена в Меггидо. Только смерть помешала фараону охватить эту страну, которая и так уже подвергалась междоусобным войнам.

С севера на Израиль нападает Сирия. Тем не менее, разделение царств имело и некое положительное значение. Будущность Израиля в области религии зависела от степени свободы, которой будут пользоваться пророки. Между тем абсолютная монархия, которая проявилась в Соломоне, в его сыне и других царях обещала задушить проявление свободного духа. Не случайно к восстанию против Соломона был причастен пророк Ахия. Ослабление царской власти в обоих частях Израиля обеспечивало возможность проповеди независимых взглядов и религиозной оппозиции против власть имущих, которые возникли в пророческой среде. Это было бы невозможно, если бы Израиль был единым.

В Иерусалиме это бедствие разделения Израиля было воспринято, как кара Божия за грехи Соломона. Однако, Ровоам, будучи сыном аммонитянки, которая почитала бога Молоха, религиозной щепетильностью не отличался. К тому же ему было свойственно упрямство и узость взглядов, иначе он не стал бы поступать так жестоко по отношению к тем, кто к нему пришел с просьбой. Он ничего не отменил из тех порядков, которые он установил и еще более их ужесточил. Только его внук Аса (913–773 гг.) начал постепенную и планомерную борьбу против язычества, к которой побуждала проповедь пророков.