Old Testament. Course of lectures. Part I.

«Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь»

. Небо сделалось темным от туч и ветра и пошел большой дождь. Ахав сел в колесницу, заплакал и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня, он опоясал чресла свои и бежал перед Ахавом до самого Изрееля. Вот сила, мужество и тот Дух великий, который был на нем.

Когда Иезавель узнала о том побоище, который учинил Илия, она пришла в ярость. Конец засухи она конечно приписала молению Ваалу и его заслугам, потом она поклялась всеми богами и сказала:

«Если ты Илия, а я Иезавель, то пусть то и то сделают мне боги и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них

(т. е. тех, кого он убил)

«Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом»

. И здесь он в отчаянии воззвал к Богу:

«довольно, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих»

«И лег и заснул под можжевельником. Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь и пей. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он. поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива»

(Это гора Синай, только другая вершина).

Здесь на горе Синай ему, подобно Моисею открывается Господь. Никому, кроме Моисея и Илии, Господь так не открывался. Над Илией проносится ураган, сокрушающий горы, но сказано:

«не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь, после землетрясения огонь, но не в огне Господь, после огня веяние тихого ветра и там Господь. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, и разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее»

(3 Цар 19:11–14).

{50}

Здесь говорится о том, что были «жертвенники Твои», поклонение Богу происходило не в одном месте, а в различных местах. Люди кланялись так, как кланялись в глубокой древности: ставили жертвенники истинному Богу и там приносили жертвы всесожжения.