Old Testament. Course of lectures. Part I.

«не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь, после землетрясения огонь, но не в огне Господь, после огня веяние тихого ветра и там Господь. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, и разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее»

(3 Цар 19:11–14).

{50}

Здесь говорится о том, что были «жертвенники Твои», поклонение Богу происходило не в одном месте, а в различных местах. Люди кланялись так, как кланялись в глубокой древности: ставили жертвенники истинному Богу и там приносили жертвы всесожжения.

«И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою через пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова помажь в пророка вместо себя»

(3 Цар 19:15–16).

Перед нами особое благословение Божие на то, что происходит в нашей жизни. В прохладе тихого ветра является Господь Илие. Здесь есть определенный путь в богопознании, который до этого еще не являлся в Ветхом Завете. Именно о нем напоминают нам слова, который сказал Господь: «Я кроток и смирен сердцем». Это дыхание тихого ветра говорит нам, что Господь есть бесконечная любовь, которая является к любящим его и относящимся к нему с кротостью и благоговением. После Илии в северном царстве выступает пророк Асия, который впервые говорит о любви Бога к своему народу и с этого времени веяние тихого ветра будет постоянно освящаться в огненных богоявлениях Ветхого Завета.

Синайское богоявление Илие связано одновременно с напоминанием о том, что приходит конец его жизни. Он просил, чтобы Господь забрал его жизнь, поэтому он должен пойти и помазать Елисея. Это говорит о том, что Елисей будет пророком вместо него. Здесь же мы видим, что Илия помазывает Азаила в царя над Сирией. Это удивительная вещь: какое отношение имеют сирийцы к пророку Илие? Однако, Господь допускает и Илия идет и помазывает этого царя, который не имеет отношения к Израилю по своему происхождению.

Как трактуют исследователи Библии, Господь повелевает ему идти обратным путем в Дамаск и помазать для сирийской страны нового царя, этим показывая, что промысел Божий является и на других народах. Сам царь Азаил и Ииуй впоследствии явились орудием гнева Божия на язычествующий Израиль (4 Цар 8:9). Здесь же происходит призвание второго пророка Божия Елисея, который становится учеником Илии.

«И пошел он оттуда и нашел Елисея, сына Сафатова, когда тот орал (пахал); двенадцать пар волов было у него; и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал: пойди и приходи назад, ибо что я сделал тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему»

(3 Цар 19:19–21). Вот призвание пророка Божия Елисея.

Второе сказание про Илию рисует его, как защитника угнетенных и провозвестника правды Божией. Это наиболее достоверный рассказ о его жизни. Это происходило в лучшие годы царствования Ахава, когда он, окончив войны на востоке, занимался украшением своей резиденции. В городе Изреели он построил прекрасный дворец и пожелал разбить около него сад и препятствием этому был виноградник Навуфея. Ахав вместо виноградника пожелал там сделать «овощной сад», то есть, по-нашему, теплицу (3 Цар 21). Однако Навуфей решительно выступает против отдачи этого куска земли, потому что это наследие его отца.