Old Testament. Course of lectures. Part I.

Религиозная жизнь греческого народа стояла на более высоком уровне. В противоположность народам Востока, греки поклоняясь своим божествам, идеализировали окружающую природу и человека. Их божествами были упорядоченные силы природы, которые влияли на их духовную и национальную жизнь. Грекам был чужд грубый материализм Востока с его разгулом страстей, были близки такие понятия, как справедливость, долг, ответственность. Грек искал разумные силы в природе, от которой он находился в зависимости. Он пришел к мысли, что нравственные отношения человека управляются вечными законами, против которых нельзя прегрешить безнаказанно или безболезненно.

Если верховный бог ханаанских народов Ваал был олицетворением начала жизни, то для греков, например, Зевс был хранителем справедливости, закона, возмездия, которое неотвратимо следовало за преступлением. Важным элементом греческой религии было то, что боги изображались в человеческом облике и это заставляло греков с особым уважением относиться к своему телу, как богоподобному.

Восточные религии также иногда изображали стилизованного человека, но насколько это было далеко от понятия греческого красоты тела, можно проследить на современных произведениях некоторых наших скульпторов. (Например, Анад изображала сладострастную богиню, она же была в Эфесе Артемидой Эфесской. Она изображалась отталкивающе страшною.) Постепенно в Греции сформировался культ человеческого тела. Обнаженное тело было принято как эталон красоты. В этом {57} отношении олимпийские игры (их начало 776 год до Р. Х.) полностью отражали мировосприятие греков, которое формировалось полностью при участии таких школ, как школа софистов, Платона и Аристотеля.

Наряду с философскими школами, где греки учились логически мыслить и красноречиво говорить, повсеместно были распространены такие учебные заведения, как гимнасии. «Гимнос» происходит от слова «обнаженный». Там люди занимались закалкой своего тела и различными физическими и гимнастическими упражнениями. Религиозное почитание тела человека не смогло спасти греческую культуру от страшного упадка нравственности в своем обществе. Нравственность там была очень низка.

Упоминаемый в 1 книге Маккавейской Александр Македонский, был сыном своего времени, был воспитан на вышеупомянутых традициях. Учителем его был одно время Аристотель. В течение 12 лет Александр сделался властителем Сирии, Палестины, Египта, основал Александрию, покорил Персию, дошел до Индии, после чего умер в Вавилоне в 323 году. После его смерти мир был разделен на несколько регионов, которые подчинялись его сатрапам-наместникам.

В Иудее тоже активно насаждались греческие обычаи, устраивались такие же гимнастические школы. Среди евреев появилась либеральная партия, которая поддалась греческим соблазнам и приняла языческий культ — отменила обрезание. Обрезанные же всячески скрывали принадлежность закону Моисея. Эта борьба иудеев за веру отцов, национальную самобытность имеет отражение в Маккавейских книгах.

В то же время эллинизация Востока имела и свои положительные черты. Это прежде всего, проникновение греческой культуры, которая во многом способствовала распространению евангельской проповеди. Греческий язык был всеобщим языком. Основанная в 332 году Александрия стала научным центром всего Средиземноморья. Здесь при Птолемее I Соте-ре образовалась огромная библиотека, которая насчитывала более 700 тысяч книг — свитков, огромное количество по тому времени. А при Птолемее Филадельфе было переведено Священное Писание 70-ти толковников. Это событие сейчас датируют 285–270 годами до Р. Х., точнее трудно сказать.

Книги Маккавейские. В греческой, славянской и русской Библии имеются 3 Маккавейские книги — 1-я, 2-я и 3-я. Содержание 3-й книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, ни с лицами времен Маккавеев. 3-ей Маккавейской она называется условно. В католической Библии она является апокрифической.

Название книги имеют от имени семейства Маккавеев, или Асмонеев, подвиги которого описываются в 1-й и 2-й книгах. Отец этого семейства Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвание Маккавея, что переводится как «молот». Это название перешло как ко всем его братьям, так и ко всей династии, которая продолжалась почти до времен пришествия Христа Спасителя.