Old Testament. Course of lectures. Part I.

Антиох VII представлял Симону претензии на город Иоппию, но посланные войска были разбиты Иудой Симоновым (его сыновья были воинственны). В 135 году Симон коварно умерщвлен своим зятем Птолемеем, который пытался узурпировать власть и место Симона, как первосвященника, занимает его сын — знаменитый Иоанн Гиркан. Годы его правления 134–104 год до Р. Х.

Общий вывод об этих книгах прежде всего тот, что книги Маккавейские представляют нам несомненную ценность для изучения истории того времени. Это великолепная хронология, говорящая о том, что и как происходило. Важно так же, что автор в этой книге много цитирует официальных документов, которые больше нигде не сохранились. К более десяти документам можно отнестись с полным доверием. Книга изобилует описанием точности событий, местности, всех естественных мест, которые подтверждаются и раскопками и наличием тех городов. Хронология ведется по греческому летоисчислению. Исходная точка — 312 год до Р. Х. Но события, которые связываются с храмом, с иудейской историей датируются по иудео-вавилонскому календарю. Исходная точка — нисан (апрель) 311 год.

Есть многочисленные сведения о других народах, которые больше нигде не встречаются, кроме этой книги. Важно то, что упоминается об Александре Македонском, о делении монархии, т. е. то, что определяется реальностью. В книге почти не упоминаются имена Божии, что однако не умаляет ее религиозного характера и можно объяснить тем, что в духе книжников своего времени, в употребление термина «небо» подразумевалось имя Божие.

По мнению отцов и учителей церкви, 1 книга Маккавейская проникнута духом истинного благочестия. В ней очень много поучительного, того, чтобы нам понять, что нужно для исполнения закона, о том, как нужно защищать свою веру, свою независимость.

Вторая книга Маккавейская

Вторая книга Маккавейская является не продолжением первой, а повествует о частично параллельных событиях, которые происходили в Первой книге Маккавейской. Она так же охватывает более 15-летний период времени и рассказывает о событиях маккавейского времени, царствовании четырех царей: Селевка IV, Антиоха IV Епифана, Антиоха V Евпатра, Димитрия Сотера, начиная с попытки Елеадора ограбить Иерусалимский храм. Начало — 176 год и оканчивается победой Иуды Маккавея над Никанором — 160 год. При этом 2 книга как бы дополняет сведения, которые были пропущены в 1 книге Маккавейской. Может быть она и была написана с целью дополнить то, что было пропущено.

Она делится на три части. Первая часть — введение. Вторая часть — с 3 по 7 главу, это описание внутреннего религиозного состояния иудеев и отдаление Антиоха Епифана. 8–15 главы, третья часть — описание подвигов Иуды Маккавея. Вторая часть — религиозно-нравственного состояния народа в период Антиоха Епифана, которая предшествовала восстанию Маккавеев.

Со времен благочестивого священника Онии III, (примерно 170 год до Р. Х.) начинаются внутренние беспорядки и охлаждение иудеев к вере праотцев. Это было обусловлено и распространением эллинистического образования и деятельностью недостойных первосвященников, которые фактически захватывали верховную власть, покупали ее у антиохийских царей. Так некий Симон из колена Вениаминова, будучи попечителем храма, добивался, хотя и безуспешно власти в городе и враждовал против священника Онии III. Он возбудил Селевка IV Филопатра, предшественника Антиоха Епифана собрать будто бы несметные сокровища, которые хранятся в Иерусалимском храме.

Но посланный Селевком Филопатром Илиодор был поражен в церкви чудесным всадником и спасся только благодаря священнику Онии. Это явление Ангела Божия, который поразил его. Кроме священника Опии, восстал брат его Иассон, который в начале царствования Антиоха Епифана, успел добиться первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов, он стал официально вводить среди иудеев языческое образование и обычаи. До этого вводилось только насильно, а он делал это официально.

Иасон построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать образование юноши знатных иудейских фамилий, а так же устроил цирк, т. е. арену, куда стали ходить иудеи для времяпровождения и зрелищ. Между тем Менелай, брат Симона, который был послан первосвященником к Епифану, купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из храма и из Иерусалима. После чего со своим братом Лисимахом обокрал храм и подкупил одного человека убить обличившего его первосвященника Онию III. Здесь — сплошное коварство, вероломство и борьба за обладание сокровищами и т. д.