Old Testament. Course of lectures. Part I.
Теперь кратко о книге самой Иова, о ее содержании в чисто теоретическом плане. Книга Иова носит свое название от имени главного действующего лица. Имя переводится от еврейского корня «иаип», что означает «ненавидеть, нападать, враждовать». Историчность этого героя неоднократно оспаривалась. Но основываясь на Священном Писании и Предании мы вряд ли ошибемся, если скажем, что Иов был личностью исторической. Он, действительно, жил, страдал и скорее всего, что тот, гениальный писатель, который воплотил книгу в жизнь, перед собой имел реально жившего человека, который в некоторых аспектах был похож на Иова. Все диалоги — плод Духа Святого.
Книга Иова занимает в Ветхом Завете совершенно особое место, как по содержанию, так и по форме. По своей красоте, по поэтической силе она может быть поставлена в один ряд с лучшими произведениями мировой литературы. И по содержанию она всегда останется нам современной.
Иов жил во времена патриаршества, об этом говорит ряд библейских доказательств. Прежде всего — это древнейшие имена: земля Уц, Сова, Халдея; имена — Елифаз, Вилдад, Софар. Богатство Иова — это прежде всего скот, стада. Во времена патриаршие именно это было богатством, а не дворцы, не золото, не благовония. После того, как закончились страдания, Иов жил еще много-много лет и достиг долголетия патриаршего (Иов 42:16). Это также говорит, что события происходили во времена патриархов. Отсутствуют какие-либо ссылки на народ израильский, просто «жил человек в земле Уц». Это образ обобщающий и можно смело сказать, что это было до призвания Израиля.
Упоминается о монете, известной в истории Иакова и называемой «кесита» (Быт. 33:19). Упоминается способ письма на камне железным резцом — древнейший способ. Очевидно, Иов был или патриархом, или, во всяком случае, видным лицом, о котором знали и многие слыхали. Составитель книги нигде не упоминается. Традиция еврейского Талмуда говорит о том, что книга написана Моисеем. Не будем гадать об авторстве. Мог и Моисей, обратившись к Богу и зная о жизни своих предков, изложить ее кому-то из сынов Аарона или Левия, и те могли записать ее. Это не противоречит никаким традициям.
Многие богословы, такие как Лютер, относят эту книгу к временам Соломона, потому что раньше вряд ли это могло быть написано. Судя по тексту, книга не носит архаический характер.
По моему мнению, текст относится к эпохе до пленения или пленения. Это VII–VI век до Р. Х., хотя автор мог пользоваться материалами, которые, возможно, оставил Моисей и другие. Ездра собирал много книг и это могло {70} быть книгой, которая дошла до автора и он изложил эти события именно так.
Определенные авторы относят ее к VIII веку до Р. Х., ко времени Езекии и одним из авторов считают пророка — либо Осию, либо Исаию, либо Михея. Судя же по тексту и по проблематике, которую книга поднимает, это эпоха первого пленения Вавилонского.
Главная тема книги — страдание. Не просто страдание, а страдание очистительное, как оно влияет на человека? Книга разделяется на четыре части. Первая — это историческое введение, глава 1–3, в которой говорится об Иове, его жизни перед постигшими его испытаниями. Приводится удивительная по своему сакраментальному значению беседа между Богом, Ангелом и сатаною. Кто мог быть свидетелем? — Никто. Это плод и дар Святого Духа, который Господь дал автору, который описал этот момент.