Old Testament. Course of lectures. Part I.
(Иов 19:25) Это ясно говорит, что Иов верит в будущую жизнь, всеобщее воскрешение, которое еще не осознано до конца, но в сердце его присутствует и Иов чувствует сердцем, Кто этот момент приблизит. Третье место: выкуп, глава 23:24. Господь дает в выкуп за грех всех людей Своего Сына.
Особые признаки Книги: нет ни одного намека на закон Моисея и на Израиль. Даже имя Бога Израиля Яхве упоминается только один раз (12:9), но это поздняя вставка. Говоря о Боге, Иов и его друзья упоминают только одно имя — Элогим. Книга очень поэтична.
Краткая характеристика друзей Иова, которые приходят к нему. Это прежде всего Елифаз — праведный человек строгой морали, приверженец мертвой ортодоксальности. Он считает страдания следствием греха. Вилдад — это философ. Вся его мудрость основывается на предании, религиозные его воззрения состоят из благочестивых фраз. Его аргумент следующий: Бог справедлив. Если Он не отвечает Иову, то у Него есть свои причины не отвечать. Он не может отвечать на молитву неправедного, расплата за всякое зло неотвратима. Сафар — надменный человек. Самый неразумный из всех трех друзей, которые считали, что они поняли пути Божии. Он утверждает, что Иов наказан меньше, чем заслужил. Елиуй — человек самоуверенный, который, несмотря на отчасти правильное понимание, самоуверенностью и самомнением стремится объяснить страдания Иова. Он упрекает Иова за непочтительные речи по отношению к Богу. Его же тезис гласит: страдания открывают человеку свои собственные грехи, чтобы человек исцелился от грехов. Страдания служат для наказания, налагаемого Богом для очищения, просветления и благополучия человека.
Друзья Иова — это символ нападок и оспаривания, которые каждый имеет в своей жизни.
Псалтирь
ЛЕКЦИЯ 29
Сегодня наша тема: «Псалтирь». Эта книга является прекрасной книгой древнееврейской поэзии. Это действительно квинтэссенция молитвы ветхозаветного человека. Как молился {71} человек в Ветхом Завете, как он взывал к Богу, что он у Бога требовал, что просил, как благодарил — все это нам раскрывает Псалтирь.
В прошлый раз мы говорили о книге Иова и имели возможность заглянуть в душу человека, который жил еще в эпоху патриархов до ветхозаветного откровения, когда еще не было ни закона Моисеева, ни псалмов, ни пророчеств и т. д. Однако человек жил надеждой, жил верой, жил тем, что мы называем нравственным законом и по этому закону обращался к Богу, по этому закону требовал от Бога нечто для себя, по этому закону судил об отношении Бога к себе.
Сегодня мы с вами посмотрим, как человек развивался в духовном отношении и что же он, наконец, создал в тот период, когда начала создаваться ветхозаветная духовная поэзия, собранием которой является книга Псалтирь. Само слово «псалтирь» — это название музыкального инструмента, «псалтирион». Это инструмент типа маленького органа, он использовался для музыкального сопровождения молитв. Отсюда происходит название Псалтири.
В этой книге собраны произведения очень многих авторов. У нас на Руси они называются псалмами царя Давида (или, как говорили старообрядцы, «царя Давыда»). Эта книга с принятием христианства вошла в плоть и кровь русского человека, и Православие без Псалтири не воспринимается. И если мы исключим Псалтирь из богослужебного употребления, то у нас ничего не останется в богослужебной практике. В основном все службы основаны на Псалтири, повторяются или мысли, или образные выражения, или прямой текст.