Old Testament. Course of lectures. Part I.

The prophets believed in the possibility of a truly theocratic society, but reality constantly disappointed their expectations. Many, many upheavals and disappointments were needed before this idea of the earthly city gave way to a higher understanding of the Kingdom of God. Deceit, cruelty, bloodshed, violence accompany the rule of the kings of both Judah and Israel. One ruler replaces another, palace coups follow one after another, and almost always they are accompanied by merciless, vicious and bloody reprisals against the overthrown dynasty. According to one historian, in 200 years, Israel had 19 kings, four dynasties, and Judah had one dynasty.

Turning with moral preaching, the prophets constantly emphasized that the truths he {78}proclaimed were not new truths, all this was already known in the Torah.

Достойные преемники пророков первого поколения, Илии и Елисея, появляются спустя почти два столетия. И первое место среди пророков-писателей этого поколения мы отдаем Амосу и Осии.

Пророк Амос происходил из простого народа, он был пастухом в Фекое и был призван на пророческое служение в Ефиле во времена Осии — царя иудейского (791–740 гг.) и Иеровоама II — царя израильского (793–753 гг.). Надо всегда помнить, какие цари и современники при каждом пророке жили, кто сопутствовал его пророчествам, какие пророки жили одновременно. Так, современниками Амоса были пророки Осия, Исаия, Иона и Иоиль.

Пророк Амос

«Амос» означает «несущий ношу». Происходил он из семьи, которая жила в горах Иудеи в Фекое, недалеко от Вифлеема. Фекоя — это один из наиболее укрепленных Иеровоамом городов. Амос был пастухом и разводил сикоморы. Он был призван от своего стада и послан в Северное государство, в Вефиль, святилище, где народ собирался на ежегодный праздник. Он обличал все, что там видел.

Его книга разделяется на три раздела: 1-й — «Возвещение суда над всеми народами» (гл. 1–2:16); 2-й — три обличительные речи об Израиле (он говорит о наказании Израиля, разрушении Самарии, делает и другие предсказания) — (гл. 3–6); 3-й — пять видений грядущего суда Божия (гл. 7–7).

Амос говорит очень сильным образным языком; тексте его книги в основном состоит из притч и аллегорий. Основная символика: саранча — враг, который нападает на Израиль; огонь — образ разграбления врагами земли; свинцовый отвес — это конец долготерпения Божия; зрелые плоды — народ Израиля созрел для суда; Господь у жертвенника — означает, что «сам Бог предсказывает гибель жертвеннику со всеми его культами» (гл. 9). Пророчества исполнились: ассирийский плен, спасение остатков, рассеяние по всей Земле, восстановление дома Давидова, Царство Божие над язычниками и возвращение Израиля в Палестину, что и происходит (Ам 9:14).

Пророку Амосу Господь открылся как Создатель, Отец и Судья всех племен. Впервые в библейской истории слово пророка было обращено не только к пароду Божию; Амос сначала произносит речи, касающиеся Дамаска, Финикии, Филистимлян, аммонитян, моавитян и лишь потом Иудеи и Израиля (Ам 1:5–15; 2:4–6).

Обращения Амоса к народам полны горечи и гнева. В чем же Господь обвиняет через своего пророка язычников? Отнюдь не в том, что они исповедуют ложные религии. Их грех заключается прежде всего в попрании человечности, в нарушении нравственных норм жизни. Пусть они заблуждаются относительно Бога, но они не чужды в различении добра и зла. Это то, что впоследствии апостол Павел назовет «законом совести» у язычников.

Пророк напоминает и о резне, учиненной в захваченном городе (Ам 1:9), и о жестоком