Old Testament. Course of lectures. Part I.

По еврейскому Преданию, Исаия спасался бегством от Манассии, после того, как был приговорен к смерти за то, что сказал правду. Преследуемый гонениями царя спрятался в стволе кедра и погиб, когда кедр был перепилен. Это иудейское предание, которое подтверждается и новозаветными текстами ап. Павла.

Вся жизнь пророка связана с историческими событиями, в которых он участвует, следуя логике своей веры. В двух эпизодах войны Сирии с Израилем (734 г.), а также при вторжении Сеннахерима (701 г.), Исаия принимает наиболее активное участие, хотя его вмешательство происходило и в другие периоды восстаний и национальных кризисов. Исаия несомненно является главой целой пророческой школы (Ис 8:16), однако, в своих пророчествах он всегда выступает только от своего имени. Незаурядность его личности обусловила тот резонанс, который получили его выступления, как в политической, так и в религиозной жизни столицы Иудеи. Близкое знакомство Исаии с первосвященником Урией не мешает ему резко критиковать правящие круги — власть, судей, землевладельцев, политиков. Он решительно заступается за вдов и сирот. Искусный поэт, который прекрасно владеет классическим стилем, он проявляет себя не только как пророк-богослов, но и как гениальный писатель и художник. После 701 года мы почти не располагаем сведениями о его жизни.

Время служения Исаии — это быстро растущая экспансия Ассирии, что неизбежно испытали лежащие к западу государства, в том числе Израиль и Иудея. С началом деятельности пророка совпадает завоевание власти Салманасара III царя Ассирии (годы правления 745–727 гг.). Едва взойдя на свой престол, он предпринял серию военных походов и наступлений на могущественное государство Урарту, затем захватил Сирию, Дамаск, и, возможно, что уже где-то с 738 года этот владыка уже мог собирать дань с большей части Ассирии и Северной Палестины, включая Дамаск и Израиль. По всей видимости, Иудея не входила в число его данников. В этот период Израиль переживает период полного насилия, жестокости и политической анархии (4 Цар 15:8–28).

Формируется так называемое антисирийское движение, которое возглавляет военноначальник Факей, который убивает Факию и захватывает его трон. Внутренний распад Израиля может быть понят из слов пророка Осии, который является современником Исаии (заговоры, беспорядки, мятежи, внутренние распри, коррупция). Завет, заключенный с Ягве и скрепленный Божественной властью, забыт, израильтяне между собой подобны каннибалам.

«И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей»

(Ис 9:20) — ср. (4 Цар 15:16).

В то время иудейский царь Иоафам (740–735 гг. — годы правления) не дал вовлечь себя в союз против Ассирии. За Иоафамом следует Ахаз, и ему приходится противостоять мощным нападкам едомитян, филистимлян и отражать вторжение царей Дамаска, которые намереваются упразднить в Иерусалиме династию Давида. Именно в этот момент, когда Иудея одновременно должна была отражать нападения с различных сторон, особую значи{85}мость получает пророчество Исаии и так называемая «политика веры», к которой он призывал. Ахаз не верит пророчествам Исаии, он предпочитает опираться не на веру, а на свои военные приготовления и отправляет огромные посольства с богатыми дарами Тиглатпаласару III со словами:

«Раб твой и сын твой я, прииди и защити меня»